[На главную]

Сочинение-описание природы
по картине И. Левитана "Март"
(2 урока)
учитель высшей категории Яшкова Юлия Михайловна

Цели:

  1. Научить шестиклассников собирать и систематезировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине.
  2. Научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.
  3. Расширить лексику на тему "Весна".
  4. Пробудить у школьников желание высказать свое отношение к картине, обосновать его.
  5. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
  6. Продолжить эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование:

  • репродукция картины И. Левитана "Март";
  • мини-выставка репродукций его картин;
  • фонозапись П.И. Чайковского "Подснежник";
  • отрывок из рассказа А.П. Чехова;
  • отрывок из произведения М. Пришвина, стихотворения Ф. Тютчева, Е. Баратынского.
  Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
 
А.С. Пушкин
 

Ход урока

I. Орг. момент

II. Создание эмоционального настроения (вступительное слово учителя)

"Времена года любят капризничать, но, по существу, вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима." Так сказал писатель, который беззаветно любил природу и который воспел ее в своих лучших произведениях, Михаил Михайлович Пришвин.

Время года - это определенный отрезок в году, когда происходят различные изменения в окружающей нас природе.
- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Какое же "утро года" встречает природа? (Весну)
Вы уже догадались о каком времени года мы сегодня поговорим.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "весна"? Что за мысли приходят в голову? (Весна - это тепло, солнце, дожди, этообновление природы)

- Давайте послушаем, как описывают весну поэты Ф. Тютчев, Е. Баратынский. (Выразительное чтение стихов подготовленными учениками)

- Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном ее уголке, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое собственное отношение к изображаемому. Очень тонко и проникновенно дает описание начала весны А.П. Чехов. (Прослушивание фонозаписи)

- Весна - это утро года, когда в природе все находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла широкое отражение в устном народном творчестве, в поэзии, прозе, в живописи, в музыке.

Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника И.И. Левитана, и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 году написал "Времена года" - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это "Подснежник". (Прослушивается пластинка)

Беседа по вопросам

- Что представляете вы, когда слышите эту музыку? (Журчание ручейка, звон капели, пение птиц)
- Как звучит мелодия в музыке П.И. Чайковского? (Робко, нежно, такая мелодия передает начало весны)
- Понравилась ли вам эта музыка П.И. Чайковского и чем? (Богатством звуков, красивой нежной мелодией)

П.И. Чайковский в своем музыкальном творении сумел выразить весеннее настроение. В его "Подснежнике" лирически передан приход весны, с ее робкой поступью.
Другой замечательный художник И. Левитан пердает настроение и переживания, вызванные пробуждением весны, иными художественными средствами: цветом, композицией и т.д.
Прежде чем мы посмотрим его картину, давайте познакомимся с самим художником.

III. Знакомство с художником и его картиной

  1. Рассказ библиографа
  2. Рассказ искусствоведа

К. Паустовский писал: "Картины Левитана требуют медленного рассматривания: они не ошеломляют глаз, а скромны и точны, подобно чеховским рассказам".
Давайте прислушаемся к словам К. Паустовского и медленно рассмотрим картину.

IV. Составление рабочих материалов

- Если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне? (Да, смогли бы. Это весна. Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши сугроб вот-вот упадет. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть чистый воздух. Небо ярко-голубое)

- Что прежде всего привлекает ваше внимание на картине? (Яркие, теплые, сочные краски; ослепительность белого света мартовского утра; запряженная в сани лошадь)

- Почему все на картине кажется сияющим, праздничным? Как освещена картина?

- Как же удалось художнику наполнить картину солнечным светом, не показывая самое солнце?

Викторина для внимательных

  1. Сколько действующих лиц на картине?
  2. Что изображено в центре картины?
  3. Какие деревья растут рядом с домом?
  4. Сколько человек на картине? Кто выглядывает в окно?

- О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
Давайте запишем слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.

1. Весна
2. Снег
3. Небо

4. Деревья
5. Присутствие человека

1. Весна
Лист заданий
Выполнение заданий 1, 1-а, 2, 3
Задание 2-а. Составьте два предложения с данными словами

2. Снег
Лист заданий
Выполнение заданий 4, 5. Д/з: подобрать эпиграфы.

3. Небо. Показана часть неба
1) Можем ли мы сказать, что небо уже весеннее? Или оно еще дышит зимой? (Небо явно весеннее, оно голубоватое, светлое)
2) Какие бы вы подобрали имена прилагательные, чтобы охарактеризовать небо? (Голубое, светло-голубое, голубоватое, лазурное, чистое, безоблачное, весеннее)
3) Лист заданий. Задание 6.

4. Деревья
1) Посмотрите, какие здесь представлены деревья? (Сосны, березы, осины)

2) Опишите сосны и ели. На каком плане они находятся? (Слева, на переднем плане картины, на фоне снега, темнеет группа хвойных деревьев)
3) Вы уже сказали о беренках, которые изобразил художник на холсте. Что в первую очередь отмечают художники и писатели в березке? (Хрупкость, стройность, белоствольность)
4) Правильно ребята. Существует даже фразеологизм, в котором говорится про березку и подразумевается девушка. (Стройная как березка)

5) Лист заданий. Задание 7, 8

5. Присутствие человека
1) Как вы думаете, что здесь делает лошадка, запряженная в сани? (Дожидается своего хозяина)
2) А мы видим его на картине? (Нет)

3) Какие детали указывают на присутствие человека? (Открытая дверь говорит о присутствии человека. Это очень важная деталь, т.к. она показывает, что весна стоит на пороге, она принесла с собой яркий солнечный свет, и первое тепло, поэтому люди не боятся оставлять дверь открытой)

6. Комплексное составление плана

- Вам предстоит написать сочинение по картине И. Левитана "Март". Но прежде, чем мы приступим к работе, скажите мне, что украсит ваше сочинение, обогатит его, сделает более содержательным и стройным? (Эпиграф)
Верно. Но вы должны помнить, что в эпиграфе должна звучать идея всей работы. От своего рода ключ к пониманию произведения.

Приведите примеры ваших эпиграфов:

1.
Весна сугробы подвинула,
Плотнее к земле примяв.
И зелень коры осиновой -
Предвестье зелени трав.
 
А. Твардовский
2.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
 
А. Пушкин
3.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.
 
А. Чехов

- Молодцы. Эпиграфы мы с вами подобрали. Теперь давайте вспомним, как строится текст-описание.
С чего следует начать сочинение? Как вы думаете? (Нужно сказать вообще о весне, о том, что это за время года, что происходит в природе)

- Да, таким образом мы с вами словно "подойдем" к описанию картины. Свое описание вы можете начать по-разному: сказать о том, что прежде всего привлекает в картине или о композиции картины, т.е. о построении. Но помните, между введением и заключением должен быть своеобразный "мостик", "переход", определенная логическая связь. Давайте подумаем, как можно закончить вступление. ("Одна из картин о весне, это - "Март" И.И. Левитана". "Именно такую весну изображает на своей картине "Март" художник И. Левитан")

- Вернемся к основной части сочинения. В ней вам нужно описать основные элементы пейзажа на картине. Какие части речи при этом вами будут использоваться чаще других? Почему? (Чаще всего будут всречаться имена существительные и прилагательные, потому что мы будем говорить о признаках предметов)

- Каких прилагательных будет больше всего и почему? (Больше всего будет прилагательных, обозначающих цвет, потому что они во многом раскрывают замысел художника)

- О чем следует сказать в заключении сочинения? (Здесь можно сказать о своем отношении к картине)

План
I.
Весна - лучшее время года
II.
Пробуждение весенней природы:
 
1)
мартовский снег;
 
2)
голубой небесный купол;
 
3)
деревья на переднем плане и в глубине;
 
4)
незримое присутствие человека.
III.
Какое настроение создает картина?
IV.
Мое отношение к картине. Чем мне нравится
  этот пейзаж?

V. Написание сочинения

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz