[На главную]
Тема:
Откуда берутся снег и лёд?
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна
Цели:
1) познакомит учащихся со свойствами
снега и
льда;
2) развивать логическое мышление, внимание, речь, творческие
способности;
3) воспитывать организованность.
Тип урока: Объяснение нового
материала.
Оборудование: рисунок
Снеговика,
конверт с загадками, снежинки, карточки со словами: (снег, лед, белый,
рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода),
стаканы со снегом, стаканы со льдом, листы цветной бумаги, листы в
клетку.
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
а). Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
б) Характеристика погоды
сегодняшнего
дня.
Какой сегодня день?
Сравните его со вчерашним.
2.
Новая тема.
1) Вступительная беседа.
- Снег на полях.
Лёд на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (...)
- К нам на урок пришел гость. Вы
хотите узнать кто он?
- В голове - снег,
В животе - снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо человек? (Снеговик).
На доске появляется рисунок
Снеговика,
к которому прикреплен конверт с загадками.
- Снеговик принес конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с
загадками)
- Если вы отгадаете загадки, то сможете назвать тему нашего урока.
«Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит.» (Снег.)
«Прозрачен как стекло,
А не вставить в окно.» (Лёд.)
На доске появляются карточки:
снег лёд
- Кто сможет назвать тему
сегодняшнего урока? (...)
Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лёд. Но прежде, чем
ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега
и льда.
2) Практическая работа (учебник
стр.48)
Работа проводится в парах по
заданиям учебника. (Лед на хрупкость проверит учитель, разбив
молотком.)
Изучим свойства льда и снега,
(рисунки
в учебнике)
1. В тепле снег и лёд ... Образуется ...
2. Снег белый. Лёд ...
3. Снег непрозрачный. Лёд ...
4. Снег рыхлый. Лёд ...
Слова-помощники: тают, вода, бесцветный, прозрачный, хрупкий.
- Вывод нам поможет сделать
рабочая
тетрадь, (стр.20 зад.1)
В каком столбике описаны свойства снега, а в каком - льда?
Укажите стрелками.
бесцветный
|
|
белый
|
прозрачный
|
лёд
|
непрозрачный
|
хрупкий
|
снег
|
рыхлый
|
Дети выполняют работу в парах по
рисункам-заданиям. При проверке работы на доске:
снег
|
лёд
|
белый
|
бесцветный
|
непрозрачный
|
прозрачный
|
рыхлый
|
хрупкий
|
1) Назвать свойства снега, льда.
Сравнить.
2) Снеговик благодарит вас за работу и дарит вам снежинки.
3). Беседа о том, откуда
берутся
снег и лёд.
- Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд? (...)
- Снег и лёд имеют различные свойства, но что в них общего? (При таянии
превращаются в воду).
- Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замерзнет,
что образуется? (Лёд)
- Где вы видели лёд? (...) О правилах поведения на льду и скользкой
дороге.
- Можно ли дома увидеть лёд? (...)
- Как в домашних условиях превратить воду в лёд? (...)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 49, внизу.
- А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают
с неба.)
- Снежинки образуются высоко над землей в облаках. Когда их
скапливается большое количество в облаке, они не могут удержаться
высоко в небе и падают на землю. Прочитайте
вывод в
учебнике на странице 49.
- Почему зимой всё снег да снег, а дождика не бывает?
Физкульт.
минутка.
3.
Закрепление материала.
- Работа в тетради.
Снеговик просит помочь ему дорисовать снежинки. Но сначала рассмотрите
те снежинки, которые он вам подарил. Сколько лучей имеет каждая, (б).
А теперь дорисуйте снежинки:
1 ряд - первую снежинку;
2 ряд - вторую снежинку;
3 ряд - третью снежинку;
Работа по учебнику на странице 49.
- Посмотрите, какие снежинки нарисовал художник. Как он представил
снежинку? (Для художника снежинка - это девушка, красивая и веселая.)
Дома вы попробуете нарисовать свою девочку-
снежинку и придумайте загадку о снежинке или сказку.
- Что-то Снеговик у нас засиделся слишком долго. Перед уходом он
предлагает провести конкурс "Отгадай-ка".
Отгадать загадки и объяснить
смысл:
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек - тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло.
(Снежинки)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет.
(Снег)
На всех садятся,
Никого не боятся.
(Снежинки)
Рыбам зиму жить тепло;
Крыша - толстое стекло.
(Лёд)
По снегу покатите - я подрасту.
На костре согрейте - я пропаду.
(Снежный ком)
- Ребята, какую пользу приносит
снег,
лёд? А когда снег и лёд бывают вредны?
Победитель конкурса получает
приз от
Снеговика. Это его портрет.
4. Итог урока.
- Ребята, вам понравились
задания
Снеговика?
- О чем он нам рассказал?
- А сейчас я проверю, что же вы запомнили.
Графический диктант.
На доске: /\ (да) \/ (нет) ... (не знаю)
У каждого на парте половинка
листа в
клетку.
- Снег при таянии превращается в воду, (да)
- Если вода замерзнет, она превращается в лед. (да)
- Снег бесцветный, (нет)
- Лед прозрачный, (да)
- У снежинки пять лучей, (нет)
- Снег рыхлый, (да)
- Лёд хрупкий, (да)
- Снег непрозрачный, (да)
- Все снежинки одинаковые, (нет)
- Снег белый, (да)
- А теперь посмотрите на доску и
поднимите руку, у кого получился такой же узор.
![](../images/1/sneg-led.jpg)
- Молодцы! Если кто-то немножко
ошибся, не унывайте. В следующий раз у вас обязательно все получится.
Урок окончен.
[Вверх]
Сайт
управляется системой uCoz