[На главную]
4
класс. Тема: Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна
Цели: систематизировать
и
обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек
зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать
познавательную активность детей, умение работать с дополнительной
литературой, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение
к природе, её богатствам.
Ход
урока
1.Орг.
момент.
Слайд 1.
- Скорей за работу,
скорей за
работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.
Дети разделены на 4
группы:
астрономы, историки, географы, экологи
- Перед нами стоит важный вопрос. Каждая группа должна рассказать, что
такое окружающий мир со своей точки зрения. Но сначала разминка.
2.Тест
«Земля
и человечество»
- Мы закончили изучать
раздел
«Земля и человечество».
Слайд 2.
- Предлагаю вам
выполнить
тест.
Каждой команде (каждому ученику) раздаются карточки с заданиями, пустые
карточки для записи правильных ответов (один на группу, совещаются и
записывают ответ).
Задания для теста прилагаются (97 Кб).
Проверка по слайду.
- Молодцы!
- Ещё на уроке нам пригодятся следующие термины.
Слайд 3.
3. Словарный диктант.
Вопросы
задаёт учитель. После каждого ответа проверка по слайду (ответы
появляются по нажатию кнопки мыши по одному).
- Наука, изучающая
небесные
тела. (Астрономия)
- Наука, изучающая прошлое. (История)
- Хранилище документов. (Архив)
- Специалист, изучающий астрономию. (Астроном)
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
(Археология)
- Запись событий год за годом.(Летопись)
- Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.(Археолог)
- Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета…-всё
это…(Исторические источники)
- Хорошо! Все эти знания
пригодятся вам для последующей работы.
Физ.
минутка.
4.
Основной этап. Кроссворд.
- Вот и подошло время
дать
ответ на важный вопрос «Что такое окружающий мир?» Слайд 4 (только
заголовок). Каждая группа даст ответ со своей точки зрения. Для этого
вы разгадаете кроссворд и найдёте ключевое слово.
Кроссворды для каждой группы прилагаются: экологам - 29,5 Кб; астрономам -
103,5 Кб;
географам - 102 Кб;
историкам - 109,5 Кб.
Ключевые слова найдены. Проверка по слайду (появляются слова:
ВСЕЛЕННАЯ, ПЛАНЕТА, ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ).
- А теперь вы должны подтвердить и защитить свой ответ.
5.
Практическая работа.
Астрономы
собирают модель Солнечной системы (лист бумаги, изображения планет,
Солнце, клей).
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
Географы
собирают карту полушарий (лист бумаги с нарисованными полушариями,
контуры материков, клей).
- Узнайте и подпишите материки и океаны.
Историки
из предложенных предметов выбирают объекты старины.
Экологи
работают с картой мира (карта мира, карточки с названиями объектов
Всемирного наследия, скотч).
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.
(Группы работают
одновременно)
Проверка.
Каждая группа представляет свою работу и защищает её (отвечает на
вопросы).
Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты)
- Какое у них общее название? (Небесные тела)
Вопросы к географам:
- Что изображает карта?(Материки, океаны, поверхность Земли). Назовите
и покажите их.
Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы?
- Как с точки зрения историков называются эти предметы?
Вопросы к экологам:
- Что такое Всемирное наследие?
- Что включает Всемирное наследие?(Природное и культурное)
- Назовите объекты Всемирного наследия.
После каждого названия
показ
слайдов.
Слайд 5 - Большой каньон
Слайд 6 - водопад Игуасу
Слайд 7 - водопад Виктория
Слайд 8 - Московский
Кремль
Слайд 9 - озеро Байкал
- Так что же объединяет
все эти
достопримечательности?
- Как надо относиться ко всему этому?
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем посёлке
достопримечательности, которые тоже нужно сохранять и беречь?
- Помимо этого, что ещё должны беречь? (Растительный и животный мир)
6.
Итог.
- Сделаем вывод: что же
такое
окружающий мир?
Слайд 4.
- Что является для
человека
домом? (Планета Земля)
- Что важно понять каждому человеку?
7.Рефлексия.
- А сейчас вы оцените свою
работу, заполните табличку
и сдадите мне вместе с тестом . Я проверю и на следующем уроке сообщу
оценки.
8.Домашнее
задание.
Написать сочинение на
тему:
«Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».