Урок путешествие обобщающего характера
по теме "Имя существительное" (6 класс, 2 часа)
учитель высшей категории Алекса Тамара Ивановна

I. Открытие темы

1) Сегодня свой урок мы проведем необычно. Помогать нам будут ваши товарищи, старшие учащиеся. Они будут членами жюри. Итак, начнем наше путешествие. Есть у нас и карта, и маленькая яхточка, на которой мы будем совершать путешествие.

Но только куда? В какую страну? Как она называется? Это придется решить вам самим. Немного подскажу... обратите внимание на  контуры нашего материка, что вы заметили?

Учащиеся говорят, что контуры материка напоминают вопросы "кто?" и "что?" Значит, страна - имя существительное.

2) Ученица выходит к доске и записывает над картой цветным мелком : "Имя существительное".

- Что же мы называем именем существительным? (Учащиеся дают определение.) Итак, мы готовы к путешествию. Посмотрим на карту. Перед нами залив Падежей. Попутный ветер надувает паруса яхточки "Русский язык". Но что это? Слышен чей-то голос... К нам на яхту просится один пассажир. Давайте посмотрим, кто это?

II. Инсщенированное чтение стихотворения Г. Граубина "Ленительный падеж".

Спросили Лежебокина:
А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давнам-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю;
Давать, делиться чем-нибудь


С друзьями не люблю,
Предложный ненавижу я,
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельныи,
Трязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, просительный.

Вопросы к учащимся:

- За что не любит Лежебокин дательный, винительный, творительный, предложный падежи?
- Какие признаки лежат в основе названных падежей, придуманных Лежебокикным?
- Нужен ли нам такой спутник в путешествии?

- Правильно, Лежебокин нам не нужен. Поплывем дальше. Посмотрите-ка, недалеко от берега школа есть, необычная, сказочная... Давайте посмотрим...

III. Демонстрируется кинофрагмент "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных". /2 мин./ .

Вопросы к учащимся:

- Кто же учится в этой школе? /Зайчик/
- Кто ему помогает? /Волшебник/
- Вспомните, пожалуйста, о каком еще правиле в этом эпизоде не говорилось? (Учащиеся рассказывают о склонении существительных- на -ИИ, -ИЯ, -ИЕ; жюри оценивает ответы -учащихся, заполняет соответствующие страницы дневника путешествия).

- А сейчас новость: наша яхточка прислала вам свои визитные карточки, точно такие же, как и парус у нее. Выполните задание, и мы снова отправимся в путь. (Учащиеся работают по карточкам, члены жюри оценивают эту работу, подводят итоги, называют победителей).

IV. Остановка "Замок разносклоняемых существительных"

- У вас было домашнее задание составить сказку о разносклоняемых существительных, почему они так называются? (Дети рассказывают).

Вопросы к учащимся :

- Что вам известно о разносклоняемых существительных? (Звучат ответы. Жюри оценивает их).
- Все,наверное, заметили, что рядом с замком протекает река-ЕНА. Кто скажет, почему она так названа? (Рассказывается правило на данную орфограмму).

Молодцы! Вы хорошо отвечаете. Хозяева замка предлагают нам следующее задание. Включается мультимедийный проектор, учащиеся списывают текст в свои путевые листы, вставляя пропущенные буквы.

О давнем врем...ни, разгораться ярким плам...нем, стоял у знам...ни, объявлял им...на и фамилии, прикоснуться к тем...ни, прорастить сем...на.
/Жюри задает участникам соревнования дополнительные вопросы, чтобы участники нашли все знакомые им орфограммы в предлагаемых заданиях/.

V. Пещера несклоняемых существительных.

- Вот и новая остановка. Послушаем сказку из домашнего задания, которую подготовили девочки (ученица рассказывает сказку о несклоняемом существительном).

Вопросы к учащимся:

- О каких же это несклоняемых существительных идет речь /Учащиеся рассказывают правило о заимствованных несклоняемых существительных/.
- Как у данных существительных вы определите род? /Рассказывают правило об определении рода/.
- Хозяева замка предлагают нам довольно-таки сложное задание. Будьте внимательны, постарайтесь выполнить его без ошибок, Чтобы во время путешествия у вас не было огорчений, и сохраните силы для следующих остановок.
/Включается проектор, учащиеся списывают слова и подбирают к ним имена прилагательные/.

1. Подберите имена прилагательные к несклоняемым существительным:

ПАЛЬТО
ДЕПО
ШИМПАНЗЕ
ВДНХ
ЖЭУ

МЕТРО
ПИАНИНО
КЕНГУРУ
ТАКСИ
БАМ
РОНО

МАДАМ
МИСС
ПЕНАЛЬТИ
КОФЕ
ТЮЗ
ЖЮРИ

2, Подчеркнуть существительные, которые - положительно характеризуют человека, с двумя из них составить два предложения.

Зевака
Сладкоежка
МОЛОДЧИНА
подпевала

Ломака
Попрошайка
Кривляка
УМНИЦА

Горемыка
Бедняжка
Задира
РАБОТЯГА

VI. Физминутка

Хорошо вы сегодня путешествуете. Наверное, устали. Придется нам сделать остановку в бухте "Здоровья". Отдохнем, наберемся сил, ведь дальше у нас - болото Невыученных уроков (учащиеся под ритмичную музыку делают физические упражнения).

Отправимся к болоту (включается проектор). А вот и новое задание.

1) Учащиеся читают стихотворение-сказку С.М. Бондаренко.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНЬЕМ,
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели незабудки.
И гуляла собака счастная,
И виляла хвостом уклюже,
Пробегая пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел унылый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотепа и вежа,
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

(Учащиеся выписывают слова, не употребляющиеся без частицы НЕ. Жюри оценивает эту работу, подводит итоги.)

2) Соревнования в командах на бумажных гармошках.

3) А здесь в болоте живет водяной.. Он очень любит слушать и разгадывать загадки. Он нас проведет по заветной тропке, если мы будем загадывать и правильно отгадывать их (первый ряд учащихся загадывает второму).
- На какое правило загадки? - спрашивает водяной.
- Назовите пословицы, которые характеризуют данное слово.

4) И вот вы - уже почти прошли путь по болоту. Осталось совсем немного, но, видимо, придется еще поработать. Последнее задание. Оно требует особого внимания и знания правил. Получает письмо Максимкина Люда. Ей нужно исправить в нём ошибки (мальчик вынимает письмо из почтового ящика и вручает ученице. Оно проецируется через проектор). - Здравствуй, Люда! Я решил тебе рассказать о моем отдыхе в деревнИ у бабушкЕ... Утром рано пропел петушЁк. Я вышел во двор, ко мне подбИжал дружЁк. И мы помчались в конец деревни, на лужЁк, где рос горошИк.

(Пока ученица исправляет, ошибки, учащиеся работают по карточкам на это же правило).

5) Молодцы, ребята! Вы прошли болото. Плывем по реке. Следующая остановка - полупустыня, где живут сестры Пол- и Полу-. Постараемся выполнить их задание. Вспомним правило, как пишутся слова с пол- и полу-. Учитель проводит творческий диктант. Правило Ю - ли.

VII. Остановка "Словария"

1) Учащимся , предлагается игра' "Кто больше?" с использованием наглядных кругов, которые вращаются.

2) Учащимся нужно выполнить задание тетушки Совы (на большом листе, где нарисована сова, учащиеся под каждую букву пишут трудные слова из словарика):

С
О
В
А
 
. . .
. . .
. . .
. . .
орнамент
. . .
. . .
. . .
вокзал
. . .
. . .
. . .
автобус
. . .
. . .
. . .
 

(Жюри оценивает, подводит итоги.)

VIII. Остановка "Город весёлых, находчивых, грамотных"

1) Дети участвуют в весёлом соревновании.

Лазание по шесту

Представители команд работают у доски, а учащиеся на местах по карточкам.
(Жюри оценивает это соревнование.)

2) Собери слова. Нарисован мостик, на. котором потерялись суффиксы.

(Представители команд работают у доски, учащиеся по карточкам).
Жюри оценивает эту работу.

3) Назовите пословицу по опорным, словам

1 ряд
2 ряд
3 ряд
 
Шило - мешок
пруд - рыбка
свет - тьма

4) Что нужно сделать с краткими прилагательными: дорога, марка, сера, - чтобы превратить их в существительные, не меняя ни одной буквы?

5) В каких существительных имеется сто одинаковых букв? Сорок? (Стол, стон, столб, сорока...)

6) Какие слова можно выделить из данных слов: верхушки, половодье, волокно, леопард?

IX. Подведение итогов

Жюри сообщает количество баллов, набранное каждой группой.

Краткое слово учителя о результатах путешествия.

Домашнее задание: повторить правила, орфограммы по теме "Существительное", подготовка к диктанту.


[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz