[На главную]

Русский язык
2 класс. Учебник А.В. Поляковой
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме

Цели:
1. Закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме.
2. Познакомить со случаями, когда мягкий согласный звук на письме не обозначается.
3. Развивать речь, внимание, фонематический слух, мышление.
4. Воспитывать аккуратность, прилежание, ответственное отношение к своему здоровью.
Тип урока: закрепление изученного материала.

I. Оргмомент
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?

Освоить родной язык - дело трудное, но и интересное. И сегодня наш урок поможет узнать вам много нового и таинственного, что скрывается за словом русского языка.

II. Актуализация знаний

1. Начнем мы урок с минутки чистописания. Посмотрите на карточку (записаны слова рябина, воробей, ответ, снегирь, девочка). Что можете сказать о моей каллиграфии? (Буквы р, г, в,б,д начертаны неправильно). Покажите, как надо правильно писать эти буквы. Где чаще всего допускаются ошибки?
Напишите в тетради по одной букве. А теперь подумайте и распределите эти буквы в группы. Каждую группу запишите в соединении.
Проверка группировки: по начертанию вд, рг, б; вдб, рг; обозначают звуки парные и непарные по звонкости-глухости р, гвбд.
Допишите буквы, обозначающие пару к нашим звонким.



2. Словарная работа. Что можете сказать о словах, данных на карточке? Назовите орфограммы. Запишите эти слова в 2 столбика по группам, орфограммы подчеркните. Проверка группировки: трехсложные - двухсложные, с Ь и без Ь (разное и одинаковое количество звуков и букв), слова женского и мужского рода (подставляем слова-помощники он - она).


3. Обобщение о способах обозначения мягкости согласных на письме. Какой звук обозначают буквы р, г, в,б, д в словах? Что вы знаете об обозначении мягкости согласных на письме? (Правило).


4. Знакомство с новым словарным словом. Частичный фонетический анализ слов.

В слове "девочка" назовите букву, которая обозначает парный звонкий твердый согласный (в); в слове "воробей" - букву, которая обозначает ударный гласный звук (е); в слове "ответ" - парный глухой твердый согласный (т); в слове "снегирь" - безударный гласный звук (е); в слове "рябина" - непарный звонкий мягкий согласный (р).
Какое слово получилось? Ветер. Что скажите об этом слове? Найдите орфограмму? Какие согласные звуки в этом слове? С помощью какой буквы обозначена их мягкость?
Прочитайте предложение: Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Какое это предложение? Что интересного в нем заметили? Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, буквы, которые их обозначают - двумя. Проверка, повторяем правило.

У меня на доске записаны слова: вихрь, гроза, ветер, шторм, метель. Назовите слово по определению:
- движение воздуха (ветер);
- сильная буря на море (шторм);
- сильный ветер со снегом (метель);
- сильный ветер (вихрь);
- ненастье с громом и молнией (гроза).
Какой же бывает ветер? Что такое ветер? (Связь с уроком окружающего мира). Найдите слово, в котором все согласные - мягкие. Как обозначена их мягкость?

III. Физминутка

IV. Постановка проблемы. Все ли тайны мягких согласных мы открыли?

Прочитайте слова: песня, гости, винтик, кончик, гонщик (слова записаны в транскрипции). Назовите мягкие согласные. Как обозначим их на письме(записываю слова на доске под диктовку учащихся). А теперь прочитайте на карточке, как эти слова пишутся правильно. Какой вывод можно сделать?
Мягкие согласные настолько сильны, что смягчают и согласный, стоящий перед ним. Поэтому специального обозначения его мягкости не нужно.
Такие слова надо запомнить. Запишите их. Откройте учебник на стр. 57, упр. 121. Прочитайте, как много таких слов. Дома вы их спишите и постарайтесь запомнить.

А были ли такие слова сегодня на уроке? (Снегирь, вихрь). Вот мы и открыли еще одну тайну русского языка.

V. Развитие речи. Прочитайте текст (на карточках).

Наступила осень. Часто идет дождь. А мальчики и девочки все еще бегают без пальто. Таня простудилась. Ей больно глотать. Теперь ей надо пить горькое лекарство. К больной подруге приходят одноклассники.

1) Почему Таня простудилась?
2) Почему ей надо пить горькое лекарство?

Мы знаем, что бывают тексты повествование, описание и рассуждение. К какому типу отнесем данный текст?

Подберите заглавие к тексту. Заглавие может отражать тему текста или главную мысль. На данные вопросы составьте предложения-ответы со словами "потому что". Комментированная запись предложений на доске и в тетрадях.

Подчеркиваем мягкие согласные.
Продолжите мое предложение: Я буду правильно одеваться, потому что…

Прочитайте предложения в тетрадях. Мы с вами совершили чудо. Наш текст-повествование превратился в рассуждение.

VI. Итог урока. С какой тайной русского языка мы познакомились? Найдите такое слово в нашем тексте. Какие тайны вспомнили? Какой вид работы был самый интересный? Трудный? Нужный?

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz