[На главную]

Литературное чтение
2 класс. Учебник В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Тема: Картины мира в поэзии, музыке, живописи

И. Пивоварова "Песня зарянки".
М. Чюрлёнис "Соната звезд".
М. Мусоргский "Картинки с выставки. Избушка на курьих ножках"
Цели:
1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир; развивать умение проводить анализ стихотворного текста с точки зрения эстетического восприятия художественного слова.
2. Помочь ребенку обнаружить общее начало у разных видов искусства (их образность), и почувствовать специфику языка каждого вида искусства; развивать способность видеть художественные приемы, при помощи которых создаются поэтические, художественные и музыкальные образы;
3. Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь; учить выражать свои чувства точно, образно, эстетично.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, способствовать воспитанию чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный.

I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

II. Актуализация знаний
Презентация "Картины мира в поэзии, музыке, живописи" (архив 78 Кб). Из-за большого размера не публикуются музыкальные файлв к слайдам 4 и 6 презентации.
1. Мотивация.
Угадайте слова: лтртр, мзк, жвпс (литература, музыка, живопись). Что связывает эти слова? Почему я предложила их вам? (слайд 2) Сегодня мы с вами постараемся обнаружить общее начало у разных видов искусства - их образность, почувствовать спе-цифику языка каждого вида искусства. Тема нашего урока - картины мира в поэзии, живописи, музыке.
2. Проверка домашнего задания.
Давайте начнем урок с небольшого концерта. Послушаем стихи об осени, определим ведущее настроение лирического героя. А поможет нам в этом словарь настроений.
Словарь настроений (слайд 3).

Радостное
Спокойное
Удивленное
Восторженное
Грустное
Тревожное

Умиротворенное
Насмешливое
Печальное
Мечтательное
Светлое
Тоскливое

Слушаем стихи :
* Майков "Осенние листья",
* Швец "Земля их кормила…",
* Фет "Ласточки пропали",
* Стогова "По грибы",
* Тютчев "Есть в осени первоначальной".
Что вам помогло понять настроение лирического героя?
Исследуем стихотворение С. Есенина и четко определим, какие слова и выражения помогают определить настроение.

III. Физминутка

IV. Изучение нового материала
1. Постановка проблемы.
Поймете ли вы настроение песни на иностранном языке? Или совсем без слов? На каком языке говорит музыка?
Слушаем музыку(слайд 4).
- Какие картины вы представили?
- Какое настроение почувствовали?
Вы слушали музыкальную пьесу М.П. Мусоргского "Избушка на курьих ножках" из сборника "Картинки с выставки". Каким образом композитору удалось создать образ бабы Яги?
- На каком же языке говорит музыка?
- А можно ли услышать музыку в стихах?
2. Работа над стихотворением И. Пивоваровой "Песня зарянки".
Читаю я.
- Красивое стихотворение?
- Прочитайте самостоятельно и подумайте, какие поэтические образы рисует поэт? (Образы птицы и песни).
Читаем первое четверостишие.
- Обратите внимание на звучание слов. Почему поэтесса так настойчиво повторяет некоторые созвучия?
Объяснение значения слова "спозаранку".
Чтение второго четверостишия.
- Что вам кажется в этом образе чудом?
- Можно ли увидеть песню "на цветах и на траве"?
- А что можно увидеть на траве рано утром?
3. Читаем описание росы Л.Н. Толстого (слайд 5).
- С чем сравнивает капельки росы Лев Николаевич Толстой? Почему?
- Почему картина утренней сверкающей росы у поэта Ирины Пивоваровой вызвала образ песни?
И. Пивоварова увидела и помогла увидеть нам в сверкающих, переливающихся капельках росы музыку.
А я предлагаю вам послушать настоящую песню зарянки (слайд 6).
Выразительное чтение стихотворения под звуки птичьего пения.
4. Посмотрите картины замечательного литовского художника и композитора Микалоюся Чюрлёниса (слайд 7).
- Какой образ рисует художник?
- Свою картину Микалоюс Чюрлёнис назвал "Соната звезд". Соната - это один из жанров инструментальной музыки, музыкальное произведение, в котором звучит контрастное сопоставление основных тем.
- Что вы можете сказать об образе неба-космоса в каждой части сонаты: какой у неба характер, как он меняется? Видно ли, что это разные части одного произведения?
- Какая по характеру музыка будет соответствовать каждой части картины (торжественная, радостная, тревожная, драматичная)?
- Как эту музыку можно было бы играть: громко, тихо, живо, размеренно, легко, стремительно, свободно, с нарастающим темпом?

5. Обобщение.

Значит, можно услышать или представить музыку, глядя на живописные образы?
В музыке и стихах представить картины? В этом секрет искусства. И поэты, писатели, художники и композиторы, каждый по-своему, создают картину мира. Помогают нам ее представлять, вообразить. Мы учимся у них видеть и слышать окружающий мир, учимся понимать и чувствовать красоту. (слайд 8)

V. Итог урока

В начале урока я сказала, что сегодня мы постараемся обнаружить общее начало у разных видов искусства, почувствовать специфику языка каждого вида искусства. Удалось нам это? Что же общее вы обнаружили у разных видов искусства? Писатель, поэт, музыкант, художник передают нам свое впечатление от чего-то, не сам предмет, а его образ. Каждому видится свое. У каждого свой образ. У каждого вида искусства свой язык. У музыки - звуки, художники работают красками, а поэты создают образ с помощью слов.

VI. Домашнее задание: перечитать стихотворение Пивоваровой, по желанию выучить наизусть.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz