[На главную]
Обучение грамоте
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна
Тема:
звуки [C], [c], буквы С, с.
Внеклассное чтение: словацкая сказка «У солнышка в гостях».
Цели:
формирование навыков чтения, упражнения в
звукобуквенном анализе, пополнение словарного запаса, развитие речи,
наблюдения за изменением существительных по числам;
развитие наблюдательности, памяти, воображения;
формирование умений сравнивать, обобщать, группировать;
воспитание умения слушать и слышать, интереса к книге, чтению;
Оборудование:
лента букв, касса букв, таблицы с буквами, словами,
иллюстрации: утка, цыплята, сорока, заяц, еж; детские книги со
словацкой сказкой «У солнышка в гостях».
Ход
урока
1.
Развитие наблюдательности.
- Таблички с буквами – показываю 5-7 секунд
Какие буквы запомнили?
Какая буква лишняя? Почему?
- Иллюстрации: утка,
цыплята, сорока, заяц, еж.
Что запомнили?
Назовите одним словом.
Слово животные пришло к нам из
старославянского языка – от наших далеких предков. На старославянском
слово «живот» означало «жизнь».
Группировка: птицы – звери; домашние животные - дикие.
Кто стоит перед цыплятами? После утки? Между сорокой и ежом? Слева от
сороки? Справа от зайца?
- Игра «День и ночь» - меняю картинки местами.
- Внимательно еще раз посмотрите на доску, запомните всех, о ком будет
сказка.
Картинки убираю.
2.
Внеклассное чтение – я читаю сказку «У солнышка в гостях»
Коллективное воспроизведение сюжета с опорой на картинки, которые
прикрепляются на доску по ходу пересказа.
— Жили-были,— начинает учитель,— кто? (На доске появляются курица и
цыплята. Дети называют их хором — заканчивают предложение.) Жили они
дружно и счастливо, потому что их грело, им светило что? (Солнышко.) Но
однажды солнышко закрыла что? (Черная туча.) Загрустили цыплята и
отправились искать солнышко, чтобы вернуть его на небо. Шли они шли, и
встретили кого? (Улитку.) Но улитка не знала, где искать солнышко, и
показала им кого? (Сороку.) Сорока тоже не знала, где солнышко, но
отправилась с ними в путь и привела их к кому? (К зайцу.) Но и заяц не
знал, где солнышко. Он повел всех к ручью, где жила кто? (Утка.) Но и
утка не знала, где искать солнышко, зато она знала, что за ручьем под
большим деревом живет кто? (Ежик.) А ежик все знает. Пришли к ежику все
они кто? (Цыплята, сорока, заяц, утка.) И ежик сказал им: «Как не
знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора. На горе —
большое облако. Над облаком — серебристый месяц, а там и до солнца
рукой подать!»
И привел их ежик на макушку высокой горы, где облако лежит-полеживает.
Залезли на облако кто? (Цыплята, сорока, заяц, утка, ежик.) И
прямехонько куда? (К месяцу.) А месяц привел их к воротам солнышкиного
дома.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами
захлопал, а еж палочкой застучал: «Солнышко-ведрышко, выгляни,
высвети!» Ну-ка, скажем хором! (Дети хором повторяют реплику.)
Разбудили они солнышко, и стало всюду тепло и светло.
Вот как хорошо кончается словацкая сказка «У солнышка в гос¬тях».
Запомнили сказку?
А сейчас проверим, узнаете ли вы ее в книжке.
3.
Рассматривание детской книги. Вопросы: «Кто это? Что
они здесь делают?»
4.
Внимание на обложку – название. Чья сказка? – Словацкая.
А какие знаете русские народные сказки?
А авторские?
5.
Фонетическая разминка
- о а у ы и
и у а ы о
на но ны ни ну
са со сы си су |
- Скороговорка:
Спит спокойно старый сом,
Смотрит сладко сотый сон. |
- Наблюдения: все слова на «С»
- Характеристика буквы [с].
6.
Чтение слов с пометками на доске:
Оса – осы
Сосна – сосны
- Что заметили? (одна – много)
7.
Игра «Поймай слово»
- «сын» – выложить из букв; «ы» заменить «о» (сон); добавить «и»
(сони); «о» заменить «а» (сани).
Чтение этих слов на доске.
- «нос» - выложить из букв, добавить «ас» (насос), поменять буквы
местами: 12345 - 34512 (сосна), «а» заменить «ы» (сосны) – наблюдения
над числом (одна – много). Чтение этих слов на доске.
- «слон» - что знаете о слонах?
Слон – самое большое животное на суше. Родина слонов – Индия и Африка.
Питаются они растениями. Живут стадами. Вожак – главный в стаде. В
Индии слонов используют для работы в джунглях (выкорчевывать деревья).
Хобот слона – это нос в виде длинного отростка, который сросся с
верхней губой.
8.
Чтение стихотворения – с. 51.
-Где у нас можно увидеть слонов? Кто был в зоопарке? Каких зверей там
видели?
Чтение слов на карточках:
Зоопарк
|
Зоосад
|
Зоология
|
Зоолог
|
Зоотехник
|
-Что означает «зоо» в этих словах?
9. Итог
-Урок закончился. Что нового для себя открыли? Чему учились? Чему
научились?
[Вверх]
Сайт управляется системой
uCoz