[На главную]
География. 2 класс
(1-3)
Тема: Движение Земли. Почему бывает
зима и лето?
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна
Ход урока:
Знакомство с планом урока.
Сегодня мы с вами повторим основные знания о планетах и других небесных
телах. Повторение это проведем в виде турнира – викторины. Узнаем о
жизни и великих открытиях двух ученых – астрономов. Ответим на вопрос:
почему бывает зима и лето?
А действительно, почему бывает зима и лето?
(ответы детей) С чем связана смена времен года? Понаблюдаем за
движением Земли вокруг Солнца. Поможет нам в этом прибор … теллурий
(название вспоминают дети). Почему Солнце неравномерно нагревает то
северное, то южное полушария? (Сравниваем наблюдения за освещением
Земли и мяча)
Вывод: земная ось наклонена, поэтому Солнце нагревает Землю
неравномерно.
Но Земля бывает и в таком положении, когда и северное и южное полушария
нагреваются равномерно. Когда это бывает?
Давайте вспомним, как представляли Землю и Солнце
древние люди.(ответы детей) Да, ученые наблюдали за различными
природными явлениями и пришли к выводу, что Земля – шар, что она
вращается вокруг своей оси, при этом происходит смена дня и ночи, и что
она вращается вокруг Солнца.
Одним из первых ученых, доказавших это, был
Николай Коперник (1473 – 1543, Польша).
Рассказ о нем: самый образованный человек в государстве: врач, ученый,
философ, астроном; член правления области; руководил обороной г.
Фромборка против захватчиков; учился в Итальянских университетах;
продолжил учение Аристарха, Леонардо да Винчи: земной шар – одна из
планет, движется вокруг Солнца, как и другие планеты, отражает
солнечный свет, Солнце – центр Вселенной, звезды неподвижны; книга ’’Об
обращении небесных светил’’ – 30 лет труда.
Джорджано Бруно (1548 – 1600, Италия) продолжил
учение Коперника: детство провел в монастыре, очень любил читать,
прочитал книги Коперника и других древних астрономов, поэт, философ,
писатель, оратор, переезжал из одной страны в другую и распространял
учение Коперника. Новое: Вселенная бесконечна, нет никакого центра,
Солнце – одна из звезд, только очень удаленная, существуют другие
планеты, кроме известных 6, 8 лет в тюрьме, сожжен на костре.
А теперь повторим, что мы знаем о Вселенной.
ТУРНИР - ВИКТОРИНА – 4 команды – названия выбирают по одной из планет
Самостоятельно подготовить рассказ о планете и 3 вопроса (в
командах)
Состязание: рассказ о планете – 10 очков, дополнения, исправления
– минус очко
По 3 вопроса команд друг другу
Для лучшего знаток астрономии в команде (выбирают дети) –
дополнительные вопросы:
Угадай планету по описанию:
- На этой планете есть сухие моря, белые полярные шапки и
оранжево-красные пустыни (Марс)
- Эта планета покрыта сплошными белыми облаками, которые не
пропускают тепло, действуют как парники, и поэтому на поверхности
планеты очень жарко – до 480 градусов Цельсия (Венера)
- Самая маленькая планета. Солнце с нее выглядит маленьким
холодным кружочком (Плутон)
- На этой планете царит мир жары и холода. Она так ярко освещена
солнцем, что наблюдать ее трудно (Меркурий)
Закончить предложение:
- Земля делает полный оборот вокруг Солнца за…
- Земля делает полный оборот вокруг своей оси за…
- У кометы хвост становится ярче, когда она пролетает…
- Прибор для демонстрации смены времен года называется…
Какое слово лишнее?
- Солнце, планеты, астероиды, кометы, звезды, метеоры.
- Сатурн, Юпитер, Венера, Луна, Земля.
- Фобос,Деймос, Юпитер, Харон, Луна.
- Юпитер, Плутон, Нептун, Сатурн, Уран.
Вопросы членам команды:
- Почему Луна светит слабее, чем Солнце?
- Чем отличаются планеты от звезд?
- Почему мы не замечаем вращения Земли?
- Где моря без воды?
- Где никогда не бывает дня? А ночи?
- Какая звезда ближе всего к Земле?
- Какую Звезду можно увидеть днем?
- Когда можно увидеть солнечную корону?
- Когда можно увидеть Луну темно-красного цвета?
Итоги ТУРНИРА – ВИКТОРИНЫ
Итог урока (по плану – выполнен ли?)
О каких ученых узнали?
На какой вопрос ответили?
Домашнее задание: исследования Космоса.
[Вверх]
Сайт управляется системой
uCoz