[На главную]
Урок русского языка
в 3 классе (система Занкова).
Тема: Множественное число имен
существительных 1 склонения
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна
Цели: закреплять умения
определять склонение и падеж существительных, употреблять
существительные в нужном падеже, писать безударные окончания, готовить
к написанию сочинения по картине Левитана «Март». Развивать речь,
внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, классификации.
Воспитывать внимание к художественному слову.
- Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книга и тетрадка?
Освоить родной язык – дело трудное. Надеюсь, что
вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Мы продолжаем изучать
существительные 1 склонения.
1. Речевая разминка (у
отдельных учеников индивидуальные карточки №1, 2, 3, 4)
Таблички с фразеологическими оборотами. Задание:
прочитать быстро и запомнить, что прочитали.
- Смотреть чужими глазами.
- Из рук вон плохо.
- Прибирать к рукам.
- Ног под собой не чуя.
- Мастер на все руки.
Что вы прочитали? Определите фразеологизм по его
значению:
- бежать очень быстро;
- не иметь своего мнения;
- все уметь делать;
- много разговаривать.
- Найдите существительные 1 склонения,
что о них можете сказать?
- Какова же будет тема нашего урока? (запись) На что следует обратить
особое внимание при изучении этой темы? (Правильно писать безударные
окончания, отличать И.п. от В.п., Р.п. от В.п.)
- Выборочная проверка индивидуальных заданий – прочитать предложения, в
которых есть имена существительные 1 склонения во множественном числе,
определить падеж, выделить окончание.
Индивидуальные карточки:
№1. Светятся белые стволы (березы), а за
ними темная зелень (сосны).
№2. Снег на (крыша) подтаял, на (дорога)
потемнел, стал рыхлым.
№3. У красы – (березка)
платье серебрится,
у красы – (березка)
зелены косицы.
Со двора к (березка)
выскочили козы,
стали грызть (березка),
а березка в слезы.
№4. Зяблики прилетают к нам в (середина)
апреля. Поселяются они в светлых (леса, рощи). Вот сидят они на
безлистной (ветка) дерева и поют. Мы видели зяблика на (земля), на
лесной (тропинка), у (лужица). Он пил, опасливо посматривая на нас. Но
скоро улетел к другой (лужица).
2.
Минутка чистописания
На карточках даны слова: березки, опушки, ветер,
мимоза, горячая. (Выделенные буквы и соединения написаны
каллиграфически неправильно.) Найдите каллиграфические ошибки. Даю
образец с анализом на доске. Пишем строчку букв и соединений и данные
слова.
- Что скажете об этих словах? В каком слове количество букв не
соответствует количеству звуков? (горячая) Найдите лишнее слово.
(горячая) А теперь какое слово лишнее? (Ветер) А теперь? (мимоза)
3.
Самостоятельная работа у доски - просклонять слова березки,
опушки; слово березка записать в форме множественного числа И. и Р.
падежах, разобрать их по составу.
А мы продолжим работу со словарными словами. На карточках даны слова,
вставить пропущенные буквы.
- апрель – выписать букву, обозначающую глухой согласный звук;
- оттенок - …ударный гласный звук;
- жёлтый – … согласный, звонкий, непарный, мягкий звук;
- отчизна - … согласный звонкий парный звук;
- картина - … безударный гласный в корне;
- Добавьте букву, чтобы получилось слово, объясните ее написание, какое
слово получили?
(Пейзаж – в переводе с французского – вид, местность, в изобразительном
искусстве – жанр, изображение природы.)
- Каких художников – пейзажистов знаете? Кто из них написал весенние
пейзажи?
- Запись в тетради: пейзаж
Левитан, Саврасов, Юон – художники – пейзажисты.
Все словарные слова разделите на 2 группы. Подумайте, слова какой
группы можно еще раз разделить на 2 группы?
4. Проверка работ у доски
(сигналы). Дополнительные вопросы:
- Что такое склонение?
- Форма какого падежа является начальной?
- Каким членом предложения является существительное в И.п.?
- Какие падежи называются косвенными?
- Зависит ли склонение существительных от рода?
- Как отличать И.п. от В.п., Р.п. от В.п.
- Какие же окончания имеют существительные 1 склонения во множественном
числе?
5. Физминутка
6.
Предлагаю вам несколько предложений с описанием пейзажа. Выписать из
данных предложений то, которое относится к теме нашего урока. Скажите
еще раз, какая тема нашего урока? (Кто не может найти нужное
предложение, выписывают предложение, отмеченное *)
- *Снежные сугробы потеряли свою белизну и осели под солнечными
лучами.
- Природа с радостной улыбкой встречает весну.
- Природа ликует после долгого зимнего сна.
- По сторонам дороги росли высокие белоствольные березки.
- На березовой ветке висит легкий крошечный домик.
Проверка. Разбор предложения по членам и частям речи. Дополнительно:
составить схему.
7.
Комментированное письмо
- На белом снегу синие тени от (осина и сосна).
- Грачи спешат соорудить на (береза) гнезда.
- В голубом небе тоненькие веточки (береза) переливаются разными
цветами.
- В (проталина) булькает вода.
8. Игра
«Угадай картину по фрагменту». (Левитан Март», Саврасов «Грачи
прилетели»)
Из предложений (на карточке) назовите те, которые подходят для описания
картины Левитана «Март».
9. Один
ученик в сочинении по картине Левитана написал следующее:
- Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. В
воздухе пахло сосной. Яркие краски природы придают картине прекрасное
ощущение. Мне казалось, что я смотрел на картину чужими глазами.
Все ли вам здесь нравится? Есть ли речевые ошибки?
10. Итог
урока. Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? В
какой степени мы ее решили? Какая была вторая задача нашего урока?
Какие предложения вы обязательно напишите в своих сочинениях?
[Вверх]
Сайт управляется системой uCoz