[На главную]

Урок литературного чтения во 2 классе (1 – 3)

Тема: Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Цели: Заложить основы культуры чтения; способствовать формированию осознанного чтения. Пробудить элементарное эстетическое восприятие художественного произведения, видение красоты героя. Формировать нравственные понятия. На основе наблюдений подвести уч-ся к открытию оттенков настроений и личностного отношения к прочитанному.

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления учебного материала.

Ход урока:

1.Прочитайте слово: лтртр (литература)
Чтение таблички за несколько секунд:
тайна
загадка
секрет
чудо
открытие.

Как эти слова связаны с литературой? (Каждое литературное произведение содержит тайну, загадку… И мы вместе будем их разгадывать.)
- Вы хорошо понимаете о чем я говорю? А о чем я сейчас хочу сказать:
Таблички с данными словами крепим на доске; объясняем лексическое значение слов

1
зимний лес
2
ученый
3
аршин
  снег блестит   открытие   сажень
  искорки   химия   зипун
  небеса   газы   гурьба
  красота   вещества   багор
          дичь
          купчиха

Показываю портрет Н.А.Некрасова.
- Были ли понятны эти слова Некрасову? Почему? Что знаете о Некрасове?
Сегодня будем открывать тайны Некрасова Николая Алексеевича.

2. Читаю стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

- Какие мысли и картины вызвало у вас стихотворение?
- Какое настроение вызывают эти картины?
- А у рассказчика какое настроение?
- Могут ли быть у него другие настроения?

Пока мы будем с вами открывать тайны настроений, я попрошу отдельных учащихся выполнить особое задание: подчеркнуть в тексте слова, как Мазай называет зайцев (карточка).

3. Физминутка

4. Чтение 1-2 части стихотворения, вычитывание оттенков настроения. Какие слова помогают определить настроение?
Мы с вами открыли тайну: настроение рассказчика меняется.
А у нас, у читателей, осталось, как и было только одно настроение, или оно тоже заиграло разными оттенками?

5. Проверка выполнения задания по карточке: как дед Мазай по-разному называет зайцев. Эти слова показывают отношение рассказчика к животным. Одинаково ли оно или тоже меняется? (усиливается чувство жалости)
Еще одна тайна произведения открыта.

6. Почему герой спасает зайцев? (выборочное чтение) Какой совет дедушка Мазай дает зайцам? (выборочное чтение)
- Я что-то вас не поняла: ведь дедушка Мазай любит природу, спасает зайцев, упрекает мужиков, которые их губят, а сам тоже зайцев убивает? (коллизия)
Еще одна загадка стихотворения.
- Хотелось бы вам иметь такого дедушку?

7. Как вы думаете, все тайны стихотворения мы разгадали? Перечитайте его дома, может еще какие открытия сделаете.

8. Давайте все вместе прочитаем стихотворение, теперь мы его многие тайны знаем, прочитаем так, как бы рассказывал дед Мазай и чтобы его рассказ понравился Некрасову. (чтение хором).

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz