I. Орг. момент.
II. Мини-викторина.
1. Сколько
лет длится действие романа "Евгений Онегин"? (Действие романа
продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и
отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем)
1-а. Подтвердите текстом.
("Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? - около двух лет -
На ком? - На Лариной, - Татьяне!")
Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом
признаться.
2. Чей портрет рисует Пушкин:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой... (Татьяна Ларина).
На экране через проектор появляется портрет Татьяны.
2-а. Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет... (Евгений Онегин)
На экране появляется портрет Онегина.
3. Откуда эти строки?
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям. (Глава VIII, часть XXIV)
На экране появляется эта надпись под портретами.
|
Любви все
возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям. |
|
III. Сообщаются тема и цели
урока.
IV. Краткая беседа о
композиционном своеобразии VIII главы.
Обратите свое внимание на начало VIII главы. Скажите, о чем
вспоминает поэт, что он описывает.
(1-й ученик. В начале VIII главы поэт вспоминает
историю своей музы.
Привести примеры из текста 1 или 2 строфы.
2-й ученик. А.С. Пушкин дает оценку своему
творческому пути.
Привести примеры из текста.
3-й ученик. Автор
описывает изменения читательской аудитории, жизненных обстоятельств в
разные периоды творчества).
Учитель. Верно. По
словам Ю. Лотмана VIII глава оказывается не только сюжетным завершением
романа, но и органическим итогом и высшим моментом всего творчества.
VIII глава занимает совершенно
особое место в композиции романа еще и потому, что в ней зеркально
отразился сюжет первых семи глав.
Заметили ли вы эту особенность? Можете ли вы ее прокомментировать?
1-й ученик.
История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь
Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну,
письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина -
"уроком", который дает герою Татьяна.
2-й ученик. Герои
словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и
неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает.
Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет
ответа, но "ответа нет".
Учитель. Следует добавить, что герой Пушкина -
меняющийся герой. Это в полной мере относится к главному герою романа -
Евгению Онегину. Онегин меняется от главы к главе. Основной принцип в
изображении меняющегося героя - принцип "противоречия".
Скажите, что было с Онегиным после
дуэли с Ленским? (Отвечает подготовленный ученик, очень кратко о
путешествии Онегина)
Учитель. Посмотрите,
каким предстает перед нами Онегин в заключительной главе романа. Что
произошло с ним? В чем причина этих перемен? Как складывается теперь
его жизнь?
Отвечает подготовленный ученик. (Класс записывает
основные положения)
Итак, Онегин снова в Петербургском
большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные
ситуации и отношения, в какие он был поставлен в I главе. Но если в I
главе свет благосклонно принял Онегина, то теперь свет считает Онегина
чужим; если в I главе Онегин слегка презирает свет, то в VIII главе он
его ненавидит.
Как и в I главе Онегин показан в
отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь была для него "наукой
страсти нежной", которой он в совершенстве овладел. Теперь - он сам
любит горячо, искренне, страстно. В его жизнь вторгается любовь,
затмившая собою все.
(Включить пластинку П.И. Чайковского "Ужель та самая
Татьяна")
Пушкин старательно перечисляет все
признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: "он
хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле". Он,
как все влюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится
иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к
книгам, по-иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его
жизнь, которая становится предметом для беспощадного анализа: он
вспоминает пережитое, заново переоценивает совершенное, казнит себя за
ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.
Учитель. А
что же по-вашему изменилось в Татьяне? (Появление Татьяны в VIII
главе вызывает удивление и читателя и героя. Это уже не "сельская
барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной,
бедной и простой" перед Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен
тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе героиня осталась
прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя
сила, интенсивная душевная жизнь - все это живо в героине.
"Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне", -
утверждает Н. Долинина.
Татьяна уже давно разгадала Онегина.
(Кто б ни был он, уж верно был не Грандисон")
Но теперь она любит его такого,
какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала присвоив себе
"чужой восторг, чужую грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не
выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из книг страданиями, а
своими собственными).
Учитель. Итак, мы
видим, что два человека любят друг друга, страдают, причем каждый
по-своему, чтобы лучше понять движения их сердец, обратимся к их
письмам.
Письмо Татьяны проникнуто "умом и
волею живой и сердцем, сердцем пламенным и нежным".
Читается на фоне музыки письмо Татьяны (можно сокращенно)
Учитель. А что же Онегин?
Онегин страдает. И его любовь к Татьяне изображается как любовь
необыкновенная, трагическая.
Звучит письмо Онегина
(сократить, взять основное).
Учитель. Два письма главных героев. В чем же они
сходны между собой?
(Проецируется на экран через мультимедийный проектор, учитель
зачитывает)
Эти письма построены по одинаковому
композиционному плану, в отдельных частях совпадают по синтаксическим
конструкциям. (Проекция текста на экран).
Татьяна
|
Онегин
|
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю в вашей воле
Меня презреньем наказать.
|
Предвижу все, вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
|
Похожи и концовки писем: каждый из героев вверяет свою судьбу
другому, рассчитывая на его благородство. (Проекция текста на экран)
Татьяна
|
Онегин
|
Кончаю. Страшно перечесть.
Стыдом и страхом замираю,
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю.
|
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле,
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
|
Учитель. По принципу параллелизма построены и две
отповеди.
(Проекция рисунков на экран, основное из текста можно зачитать к 1
рисунку, затем ко 2 рисунку)
Учитель обращает внимание на рисунки художника, который тоже как
бы соблюдает данный принцип.
Учитель. Почему же отвергла Татьяна любовь
Онегина, если по-прежнему его любит? (Работа над 44-45 строфами VIII
главы)
Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли
ее упреки?
Учитель. Почему же два замечательных человека не
нашли путей друг к другу?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем установить черты
сходства и различия между ними.
V. Практическая работа
"Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина"
1 вариант
|
2 вариант
|
Общее
|
Различное
|
- Самобытность Татьяны, "неподражательная странность
Онегина".
- Ее мечтательность, его "мечтам невольная преданность".
- Она скучает в обществе, он нелюдим.
- Ему "труд упорный был тошен", и "ее изнеженные пальцы не
знали игл".
- И он, и она любят читать, находят утешения в книгах.
|
- Близость Татьяны к "народным основам жизни" и
оторванность Онегина от народных корней.
- Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и
жизненный опыт у Онегина.
- Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден,
пресыщен жизнью, разочарован.
- Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел
этого сделать.
|
Учитель. Да, из ваших ответов ясно, что они люди
одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их
дальнейшую судьбу.
А теперь постарайтесь дать ответ на уже прозвучавший вопрос: почему
Татьяна ответила отказом на любовь Онегина.
(Проекция на экран трех точек зрения)
Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в
искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви
княгини, а не "бедной Тани". |
А может быть героиня боится мнения света, она заражена его
моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни
сил восстать против судьбы. |
Возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что
в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского
долга, сделать несчастным другого человека. |
Учитель. Итак, какая точка зрения вам ближе?
(Обмен мнениями)
VI. Итог: В народных представлениях о
счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость
супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и
песнях.
Белинский о Татьяне: "Пушкин любит
свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум,
пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В
понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины".
Учитель. Роман
заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба
Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное
развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и
принципиальным, подчеркивал Ю. Лотман.
Знакомство с рассказом В.Г. Белинского.
"Где же роман? Какая его мысль? И
что за роман без конца? - мы думаем, что есть романы, которых мысль в
том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой
действительности бывают события без развязки... Что сталось с Онегиным
потом? ... Не знаем, да и начто нам знать, когда мы знаем, что силы
этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, и роман
без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего
знать..."
VII. Обобщение
События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни
Татьяны и Онегина.
Любовь к Татьяне становится для
героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души,
которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно
потребует от героя серьезного пересмотра отношения с миром.
Финал романа - апофеоз в развитии
образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера.
Нравственным итогом "поединка" Татьяны и Онегина становится победа
любви и верности.
В финале романа каждый из героев
обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина,
цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение
героев.
VIII. Домашнее задание:
подготовиться к зачету по роману "Евгений Онегин"
[Вверх]
Сайт управляется системой
uCoz