[На главную]

Тема: "Решение задач. Закрепление"
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна

Цели: 1) совершенствовать навык счёта в пределах 10, закреплять знания состава чисел, закреплять умение решать задачи изученных видов, учить преобразовывать задачи, использовать математическую терминологию;
2) развивать мышление, память, внимание, речь;
3) воспитывать организованность, интерес к предмету, бережное отношение к природе, расширять кругозор.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: картинки с изображением Муравьишки, Лесовичка, Паука, карточки с примерами, цифры, схемы к задачам, карточки для устного счёта (у каждого ученика).

Ход урока

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят
Тут затеи и задачи, игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!
Сегодня на уроке у нас очень много гостей. Они хотят посмотреть чему вы научились. Но к нам на урок ещё пришёл кто-то. Догадайтесь.
На поляне, возле ёлок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Что же это за жильцы? (правильно - Муравьи)
(картинка - Муравьишка с шарами, а на них написано, чему будем учить его). Вот сегодня на урок и пришёл Муравьишка Вопросик. Вы же знаете, что он очень любознательный, хочет всему научиться. Сегодня он решил учиться вместе с вами математике. Но не в классе, а пригласить вас в лес, где много интересного и полезного. Вы согласны?
Прежде чем отправиться в путь проведём разминку.

2. Устный счёт

а) индивидуальная работы.

1-й ученик

2-й ученик

б) работа с классом.
- счёт через 1 число, через 2, через 3 (до 20)
- ряд чисел 1 3 5 6
что общего?
лишнее? почему? (отложить в сторону)
продолжить ряд. Какие это числа? Кто может дальше
продолжить? Дополнить каждое число до 10,
расскажите всё, что знаете о числе 6.
- проверяем домик, который заполняет 1 ученик.
- проверяем примеры (2 ученик решал)
- чем похожи примеры? (везде ответ 6)
- как число 6 связано с Муравьишкой?
- к какой группе животных относится (насекомые).

Молодцы! Теперь в путь. Самый короткий маршрут нам укажет числовая дорожка, которую предлагает Муравьишка. Дорожка у каждого на столе.

круги раскрашены
разными цветами.

в) математический диктант.
- первое слагаемое 6, второе - 4
- 6 увеличить на 2
- 7 уменьшить на 1
- из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получить 2
- сколько нужно прибавить к 8, чтобы получить 10
- сколько нужно вычесть из 5, чтобы получить 5.
Проверка - у Муравья на сапожках соответствующего цвета (как и на цепочке) написаны ответы.

На доске получилась запись
13 5 7 9
чем отличаются эти ряды чисел?

Научили Муравьишку считать. Переворачиваем 1-й шарик с надписью (считать).

3. Работа над пройденным материалом
Физ. минутка.
Подошли к лесу. В лесу растут самые разнообразные деревья. Хотите узнать, какое дерево является лучшим пылесосом? Если выполните следующее задание, научите Муравьишку решать примеры, он вам расскажет.
а) Решить цепочку примеров. Ответ показать цифрой.

4 + 3 = (7) 8 - 3 = (5) 3 + 3 = (6)
7 + 1 = (8) 5 - 2 = (3) ... (6 - 2 = 4)

Что заметили? (примеры круговые). Дополните своим примером, чтобы круг замкнулся. Разделите на 2 группы.
Научили Муравьишку решать примеры. Открываем 2-й шарик. Найдите лишний пример? Почему?
7 + 1 = 8. прочитайте по-разному. Составьте различные задачи по этому решению. Назовите ответ в этих задачах. Посмотрите в таблицу и узнаете, какое дерево является лучшим пылесосом.

берёза - 6
тополь - 8
сосна - 4

(картинка тополя или из гербария)

б) Решение задач.
Отгадайте загадку:
На тополиную ветку
Кто сумел повесить сетку? (паук)
(рассказ Муравьишки про паука)
Можно ли паука назвать насекомым? Почему?

У Муравья 6 ног. У паука - 8. это задача? Почему? Поставьте вопрос так, чтобы он начинался со слов на сколько... (на сколько ног у Муравья меньше, чем у паука)
- повторяем задачу.
- что нам известно

М - 6 ног
П - 8 ног
На сколько меньше?

- что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?(из 8 вычесть 6).
Почему? (чтобы узнать на сколько 1 число меньше другого, надо из большего вычесть меньшее).
Выложить решение на столах. Один ученик - у доски.
- На сколько же у Муравья ног меньше, чем у паука?
- А на сколько у паука ног больше, чем у Муравья.
А дальше на нашем пути озеро. Но что это? В озере мусор. Давайте очистим его от мусора.

  4 - 2 =   Решим примеры (карточкой показать ответ).
4 + 2 =   6 - 4 =
4 - 2 = 2
4 + 2 = 6
6 - 4 = 2
6 + 4 = 10
 
6 + 4 =
 

К каждому решению составляем задачу.
Теперь послушаем задачу. У озера росли 4 ракиты, а берёз на 2 больше. Сколько росло берёз?
- пересказ задачи (2 ученика). О чём говорится в задаче?
- что известно в задаче? (краткая запись)
- что сказано о берёзах?
- что значит на 2 больше? (столько же да ещё 2)
- как решаем такую задачу. Выберите правильное решение.
- сколько же росло берёз? (6)
Измените условие так, чтобы решение было 4 - 2 = 2. Рассказывают задачу. Почему будем так решать? Что значит на 2 меньше?
Сколько росло ракит? (4)
А сколько берёз - мы узнали (6).
Что же узнаем, если из 6 - 4.
Что узнаем, если решение будет 6 + 4. (научили решать задачи, переворачиваем шарик)
Пришли на полянку. Отдохнём. Физ. минутка.
в) самостоятельная работа.
Кто это поджидает нас. Лесовичок - хозяин леса. Он предлагает вам задание для самостоятельной работы, (дифференцированное задание). Открывают учебник. Несколько человек решают задачу стр.21 №5 - решение выкладывают на партах. Потом решают примеры со всеми вместе. Остальные примеры №13 (3 столбика) стр.23, в тетрадях стр.9 №2. (задачу проверяет учитель у каждого).
Проверка: - назовите примеры, в ответе которых получилось 10, 9, 8, 7.
Молодцы!

г) геометрический материал.
Чтобы выйти из леса, вы должны перейти ров.

- выложить из палочек
- какие фигуры видите?
- сколько их?
- переложите 2 палочки, чтобы стало 4 треугольника
- какая ещё фигура получилась?

4. Итог
- чему учили Муравьишку? (на шарах)
- что нового рассказал Муравьишка вам?
- какое доброе, полезное дело сделали в лесу?
- что больше всего понравилось?
- какие задания показались трудными?
Лесовичку очень понравилось как вы веля себя в лесу, как работали хорошо на уроке. Он дарит вам свой портрет. Только он не цветной. Вы его раскрасите сами. Для этого решите примеры. Заодно и повторите таблицу сложения.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz]