[На главную]
5 класс (Виленкин Н.Я. и др.)
Тема: “Вычитание десятичных дробей”
учитель высшей категории Винокурова Надежда
Александровна
Цели:
1. Составить и выучить с учащимися алгоритм вычитания десятичных
дробей, аналогичный алгоритму сложения.
2. Отработать каждый шаг алгоритма, рассмотреть все частные случаи
вычитания десятичных дробей.
3. Обогатить опыт учащихся по выполнению действий с десятичными дробями.
4. Проверить усвоение алгоритма учащимися.
Ход
урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей.
Поприветствуйте их и садитесь. А теперь представьте, что в классе
никого нет, только вы и я, вы и я. Не волнуйтесь, всё будет хорошо.
Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
Вот уже несколько уроков мы изучаем десятичные дроби. И помогает нам в
этом клоун, только клоун у нас особенный, математический. И предлагает
он нам задачки с умыслом. Вот и сегодня он приготовил нам интересные
задачи. Он придумал несколько примеров на сложение, но пока шёл в его
сумку попал снег, и запятые стёрлись.
1. Помогите клоуну исправить забавные равенства.
32 + 18 = 5; |
3 + 108 = 408; |
42 + 17 = 212 . |
2. Какое из чисел является лишним в данной последовательности?
0,03; |
0,003; |
0,030; |
0,0300. |
3. В нашей стране, ребята, водится много бобров. Хотите узнать
длину тела бобра?
Ответ:
Как вы думаете, какова длина его тела? Принимаю любые версии.
Ответы:
Проверить, чья версия была более точной, нам поможет следующее задание:
5,9
|
6,3
|
3,6
|
2,3
|
2,7
|
0
|
3,7
|
4,1
|
1,4
|
Из первой строки выберите наименьшее число, из
второй – наибольшее, из третьей ни наименьшее, ни наибольшее. Найдите
их сумму, и вы получите ответ.
В каких единицах, по-вашему, мы нашли длину тела бобра?
Ответ:
4. А теперь моя задача
1-я таблица
|
3,2
|
5,1
|
1,9
|
2-я таблица
|
32
|
20
|
12
|
2,6
|
?
|
4,5
|
5,2
|
?
|
2,63
|
Обнаружьте закономерность между числами первой строки таблицы и
найдите пропущенное число второй строки.
Как найти это число?
Ответ: нужно 5,2 – 2,63.
Умеем мы это делать?
Ответ: нет.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ответ: вычитанием десятичных дробей.
Для чего нам это надо?
Ответ: чтобы решать задачи, примеры, уравнения.
Запишем тему урока.
Вычитание десятичных дробей.
2. Этап
введения алгоритма.
Итак, ребята, 5,2 – 2,63 = 2,57. Как проверить,
что мы решили пример верно?
Ответ: сложить числа.
Хорошо. Сложите числа и проверьте, правильный мы получили ответ.
Может, кто догадался, как выполнить вычитание этих чисел? Попробуйте
сформулировать правило.
Ответ:
Уравнять число знаков после .............
(запятой) |
Как будем уравнивать, в строке или в столбике? |
Записать числа в столбик, чтобы
запятая была строго под запятой |
|
Выполнить действие вычитание
поразрядно. |
|
Поставить запятую под запятой
в данных дробях. |
|
Открываем тетрадь алгоритмов и сравним алгоритм
сложения десятичных дробей с алгоритмом, который нам предложил … .
Нужно нам полностью записывать алгоритм вычитания или можно сделать
добавление к алгоритму сложения? Если да, какое? (делаем добавление и
еще раз проговариваем алгоритм)
3. Этап усвоения.
Ну а теперь, когда вы освоили правило вычитания
десятичных дробей, вам по силам любая задача на вычитание.
(на развороте доски работаю я, дети в тетрадях).
1) 19,76 – 13,54 |
2) 57,803 – 0,4 |
3) 100,4 – 2,035 |
4) 102 – 0,72 |
5) 57,83 – 6,93 |
|
|
|
|
|
|
1. Составить столбики для всех примеров
(проверяем).
2. Уравнять число знаков после запятой.
3. Выполнить действие.
4. Поставить запятую.
Проверяем! |
Прочитаем все ответы. В каком примере я допустила
ошибку?
Почему?
Ответ:
Хорошо ребята, молодцы.
А как вы думаете, может ли в результате вычитания десятичных дробей
получится натуральное число?
Ответ: (приводят пример).
А нуль? Приведите пример.
Вопросы на случай ошибок:
как будем поступать, если от нуля нужно вычесть какое-то число?
если в ответе получим число, дробная часть которого заканчивается нулём?
Итоги.
Какие примеры для вас оказались самыми трудными?
Ответ:
Итак, ещё раз проговорим алгоритм вычитания десятичных дробей.
назовите первый шаг
как проверить, что столбики составлены правильно?
|
записываем числа в столбик
запятая под запятой, разряд под разрядом
|
второй шаг
как поступаем, если одно из чисел натуральное число?
|
уравниваем число знаков после запятой
ставим запятую, приписываем нули
|
третий шаг
где надо быть осторожным? (если нет ответа, то спросить: “В
каком примере я допустила ошибку? Почему?”)
|
выполняем действие вычитания
если число оканчивается нулём
|
четвёртый шаг
выполнили вычитание. Что дальше?
Где поставим запятую?
И что будем делать дальше? (если нет ответа, то: “Пристально посмотрим
на полученные ответы”.)
|
ставим запятую
строго под запятой
если разность оканчивается нулём, то нули на конце можно отбросить |
Все частные случаи рассмотрели, остался один последний вопрос:
“Есть ли способ проверить, что мы правильно решили пример?”
Ответ:
Какой?
Ответ: сложить числа
Молодцы ребята.
4. Этап закрепления.
Алгоритм усвоили, способ проверки знаете, можете
работать самостоятельно. Откройте учебник стр. 265, № 1187.
Какие из примеров можно решить устно?
Ответ: а) 2,1 ; б) 11,3 ; в) 4 .
Запишите ответы на своих четвертушках. Назовите ответы. Поднимите руку,
кто согласен с ... .
Теперь попробуйте выполнить оставшиеся примеры самостоятельно и
письменно в тетради, а чтобы мы смогли быстро проверить ...
(один ученик) выполнит это задание у доски. Полученные ответы запишите
на четвертушках.
Ответы: г) 8,3 ; д) 83,562 ; е) 0,61 .
Кто справится с заданием раньше, тому составить и решить свой пример.
Проверяем (если есть ошибки, то: “Ребята, один из ответов был такой
... . В чём причина?”). Поднимите руку, кто решил все примеры
правильно? Кто сделал одну ошибку? Кто не справился с заданием?
5. Домашнее задание.
Хорошо ребята, а теперь запишите домашнее задание:
1. Составьте и решите задачу на вычитание с числами 4,82 и 2,581.
2. Выучите правило вычитания десятичных дробей.
3. №1229 (первый столбик), №1236 (а).
6.
Итоги урока.
Что учились делать сегодня на уроке?
Ответы (предполагаемые):
- вычитать десятичные дроби;
- составлять алгоритм вычитания;
- исправлять ошибки;
- составлять свои примеры;
- находить пропущенные числа;
- проговаривать каждый шаг алгоритма.
Что понравилось на уроке?
Ответы:
А вот мне, ребята, знаете что, понравилось, то, что вы так хорошо
сегодня поработали на уроке и я надеюсь, что хорошо усвоили алгоритм
вычитания десятичных дробей.
Спасибо за урок.
[Вверх]
Сайт управляется системой
uCoz