[На главную]

5 класс (Виленкин Н.Я. и др.)

Тема: “Вычитание десятичных дробей”
учитель высшей категории Винокурова Надежда Александровна

Цели:
1. Составить и выучить с учащимися алгоритм вычитания десятичных дробей, аналогичный алгоритму сложения.
2. Отработать каждый шаг алгоритма, рассмотреть все частные случаи вычитания десятичных дробей.
3. Обогатить опыт учащихся по выполнению действий с десятичными дробями.
4. Проверить усвоение алгоритма учащимися.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Поприветствуйте их и садитесь. А теперь представьте, что в классе никого нет, только вы и я, вы и я. Не волнуйтесь, всё будет хорошо. Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
Вот уже несколько уроков мы изучаем десятичные дроби. И помогает нам в этом клоун, только клоун у нас особенный, математический. И предлагает он нам задачки с умыслом. Вот и сегодня он приготовил нам интересные задачи. Он придумал несколько примеров на сложение, но пока шёл в его сумку попал снег, и запятые стёрлись.
1. Помогите клоуну исправить забавные равенства.

32 + 18 = 5; 3 + 108 = 408; 42 + 17 = 212 .

2. Какое из чисел является лишним в данной последовательности?

0,03; 0,003; 0,030; 0,0300.

3. В нашей стране, ребята, водится много бобров. Хотите узнать длину тела бобра?
Ответ:
Как вы думаете, какова длина его тела? Принимаю любые версии.
Ответы:
Проверить, чья версия была более точной, нам поможет следующее задание:

5,9
6,3
3,6
2,3
2,7
0
3,7
4,1
1,4

Из первой строки выберите наименьшее число, из второй – наибольшее, из третьей ни наименьшее, ни наибольшее. Найдите их сумму, и вы получите ответ.
В каких единицах, по-вашему, мы нашли длину тела бобра?
Ответ:
4. А теперь моя задача

1-я таблица
3,2
5,1
1,9
2-я таблица
32
20
12
2,6
?
4,5
5,2
?
2,63

Обнаружьте закономерность между числами первой строки таблицы и найдите пропущенное число второй строки.
Как найти это число?
Ответ: нужно 5,2 – 2,63.
Умеем мы это делать?
Ответ: нет.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ответ: вычитанием десятичных дробей.
Для чего нам это надо?
Ответ: чтобы решать задачи, примеры, уравнения.

Запишем тему урока.

Вычитание десятичных дробей.


2. Этап введения алгоритма.

Итак, ребята, 5,2 – 2,63 = 2,57. Как проверить, что мы решили пример верно?
Ответ: сложить числа.
Хорошо. Сложите числа и проверьте, правильный мы получили ответ.
Может, кто догадался, как выполнить вычитание этих чисел? Попробуйте сформулировать правило.
Ответ:

Уравнять число знаков после ............. (запятой) Как будем уравнивать, в строке или в столбике?
Записать числа в столбик, чтобы
запятая была строго под запятой
Выполнить действие вычитание
поразрядно.
 
Поставить запятую под запятой
в данных дробях.
 

Открываем тетрадь алгоритмов и сравним алгоритм сложения десятичных дробей с алгоритмом, который нам предложил … . Нужно нам полностью записывать алгоритм вычитания или можно сделать добавление к алгоритму сложения? Если да, какое? (делаем добавление и еще раз проговариваем алгоритм)

3. Этап усвоения.

Ну а теперь, когда вы освоили правило вычитания десятичных дробей, вам по силам любая задача на вычитание.
(на развороте доски работаю я, дети в тетрадях).

1) 19,76 – 13,54 2) 57,803 – 0,4 3) 100,4 – 2,035 4) 102 – 0,72 5) 57,83 – 6,93
  1. Составить столбики для всех примеров (проверяем).
2. Уравнять число знаков после запятой.
3. Выполнить действие.
4. Поставить запятую.
Проверяем!

Прочитаем все ответы. В каком примере я допустила ошибку?
Почему?
Ответ:
Хорошо ребята, молодцы.
А как вы думаете, может ли в результате вычитания десятичных дробей получится натуральное число?
Ответ: (приводят пример).
А нуль? Приведите пример.
Вопросы на случай ошибок:
как будем поступать, если от нуля нужно вычесть какое-то число?
если в ответе получим число, дробная часть которого заканчивается нулём?
Итоги.
Какие примеры для вас оказались самыми трудными?
Ответ:
Итак, ещё раз проговорим алгоритм вычитания десятичных дробей.

назовите первый шаг

как проверить, что столбики составлены правильно?

записываем числа в столбик

запятая под запятой, разряд под разрядом

второй шаг

как поступаем, если одно из чисел натуральное число?

уравниваем число знаков после запятой

ставим запятую, приписываем нули

третий шаг

где надо быть осторожным? (если нет ответа, то спросить: “В каком примере я допустила ошибку? Почему?”)

выполняем действие вычитания

если число оканчивается нулём

четвёртый шаг

выполнили вычитание. Что дальше?
Где поставим запятую?
И что будем делать дальше? (если нет ответа, то: “Пристально посмотрим на полученные ответы”.)

ставим запятую
строго под запятой
если разность оканчивается нулём, то нули на конце можно отбросить

Все частные случаи рассмотрели, остался один последний вопрос: “Есть ли способ проверить, что мы правильно решили пример?”
Ответ:
Какой?
Ответ: сложить числа
Молодцы ребята.

4. Этап закрепления.

Алгоритм усвоили, способ проверки знаете, можете работать самостоятельно. Откройте учебник стр. 265, № 1187.
Какие из примеров можно решить устно?
Ответ: а) 2,1 ; б) 11,3 ; в) 4 .
Запишите ответы на своих четвертушках. Назовите ответы. Поднимите руку, кто согласен с ... .
Теперь попробуйте выполнить оставшиеся примеры самостоятельно и письменно в тетради, а чтобы мы смогли быстро проверить ... (один ученик) выполнит это задание у доски. Полученные ответы запишите на четвертушках.
Ответы: г) 8,3 ; д) 83,562 ; е) 0,61 .
Кто справится с заданием раньше, тому составить и решить свой пример.
Проверяем (если есть ошибки, то: “Ребята, один из ответов был такой ... . В чём причина?”). Поднимите руку, кто решил все примеры правильно? Кто сделал одну ошибку? Кто не справился с заданием?

5. Домашнее задание.

Хорошо ребята, а теперь запишите домашнее задание:
1. Составьте и решите задачу на вычитание с числами 4,82 и 2,581.
2. Выучите правило вычитания десятичных дробей.
3. №1229 (первый столбик), №1236 (а).

6. Итоги урока.

Что учились делать сегодня на уроке?
Ответы (предполагаемые):
- вычитать десятичные дроби;
- составлять алгоритм вычитания;
- исправлять ошибки;
- составлять свои примеры;
- находить пропущенные числа;
- проговаривать каждый шаг алгоритма.
Что понравилось на уроке?
Ответы:
А вот мне, ребята, знаете что, понравилось, то, что вы так хорошо сегодня поработали на уроке и я надеюсь, что хорошо усвоили алгоритм вычитания десятичных дробей.
Спасибо за урок.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz