Историческая справка

Побывавший несколько лет назад в Брянске председатель Центрального совета РОСТО Алексей Анохин на вопрос местного журналиста о государственной концепции патриотического воспитания с горечью признал, что «пока в России ничего подобного нет. От полного краха систему гражданского воспитания, по словам генерал-полковника, спасают лишь энтузиасты на местах – учителя, историки, краеведы. При этом упоминалась 27-я брянская школа. По словам столичного гостя, она просто уникальна для нашей страны. Целых пять Героев Советского Союза и России вышли из ее стен» Для страны, может быть, и уникальна. Но не для Брянщины. Есть в области еще одна школа, четверо бывших учеников которой стали Героями, а один – Александр Головачев – даже дважды Героем Советского Союза.

В ЛЮБОХНЕ мальчишки и девчонки обязательно узнают об этом на самом первом в своей жизни уроке. Вот уже почти сорок последних лет он проходит в школьном музее «Боевой Славы».Здесь – почти вся известная на сегодня история поселка. Аккуратными рядами вытянулись под стеклом обломки древнерусской керамики, которой никак не меньше 800 лет. Грузно примостился на стеллаже целый выводок угольных утюгов, чугунных горшков и кувшинов XIX века, отлитых на местном заводе. А рядом – металл второй мировой войны, редчайший номер партизанской газеты, отпечатанный за неимением бумаги на бересте, целая витрина спортивных кубков, завоеванных школьниками на различных соревнованиях, оплавившаяся земля с космодрома Байконур, где и по сей день работают любохонцы. И стенды, стенды, стенды с фотографиями, документами, письмами, рисунками…

Началось же все еще в 1963 году. Именно тогда приехал на работу в Любохну учитель физики Николай Григорьевич Бобылев. Занимаясь с ребятами, молодой классный руководитель вдруг обнаружил, что они совсем ничего не знают о своих прославленных земляках. Не знают даже, как зовут дважды Героя Головачева, имя которого носил их пионерский отряд. Тогда-то и началась кипучая деятельность. Ученики связались с архивами и музеями, писали в Управление кадров Советской Армии и даже на Всесоюзное радио в передачу «Пионерская зорька». 3 марта на всю страну прозвучала просьба любохонских ребят откликнуться сослуживцев и родственников комбрига Головачева. Сотни писем пришли в ответ. Они и стали той основой, на которой вырос музей…

Первая экспозиция «Уголка боевой славы» (так тогда назывался музей) развернулась в коридоре школы. «Уголок» не превратился в пыльную показуху. Проводились экскурсии. В школу зачастили посетители…Многочисленные исторические материалы просто выплескивались из рамок«уголка». И тогда в 1965 году было решено создать школьный музей «Боевой Славы». (Он один из пяти первых музеев по Брянской области ) У истоков основания музея стояли: отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный учитель школ РСФСР Судакова Мария Акимовна; завуч школы, отличник народного просвещения РСФСР, учитель–методист Бобылев Н.Г.; завуч школы, отличник народного просвещения РСФСР Тугайбей Ф.Д.; учитель истории, отличник народного просвещения РСФСР Конькова В.П. и, конечно же, учащиеся школы.

В 1967 году в Любохне прошел III Всесоюзный слет воинов 23-й мотострелковой бригады и следопытов - головачевцев. Свыше 150 человек со всех концов страны съехались тогда в поселок. Это можно было назвать пиком славы музея. Директор школа Судакова М.А. даже докладывала о результатах слета в Министерстве просвещения РСФСР. Там любохонский опыт военно-патриотического воспитания высоко оценили и рекомендовали его использовать по всей стране.Но что же такое официальная слава? Минутный репортаж в теленовостях или строка в министерском приказе… А музей продолжал жить.

Приходили новые ребята, увлеченные историей родного края, находились новые экспонаты. Когда по стране началась компания регистрации школьных музеев, любохонский получил свое свидетельство в 1976 году. Спустя 13 лет стал «Отличным».Компания закончилась, Советский Союз развалился, новая Россия еще никак не может решить, как все-таки воспитывать подрастающее поколение, а музей все живет. По разному, конечно.Бывали и заорганизованность, и показуха, когда «для массовости» всех пионеров поголовно выводили во всесоюзные «Походы по местам…»

Есть и результаты тех походов. Большие листы разноцветно исписаны громадными буквами (чтоб меньше слов вместилось): имя ветерана, перечисление всех его наград, анкетные данные, вплоть до знаменитой пятой графы… А рядом – маленькие листы, исписанные тоже детским, но мелким убористым почерком, в котором звучит настоящий голос уже давно ушедших от нас людей. Значит, и тогда кто-то работал от души. А иначе краеведческая работа невозможна. Музей жил и тогда, когда ушла старая идеология, а новой не нашлось. Ему не потребовалось перестраиваться. Мужество героев мужеством и осталось.Николай Григорьевич, Наталья Владимировна, Константин Владимирович и их первые помощники-экскурсоводы продолжали (ют) водить экскурсии. Рассказывают об истории школы, ее прославленных выпускниках, среди которых есть и доктора наук, и генералы, и художники, и даже поэтесса.

Рядом, на специальных планшетах – фотографии всех послевоенных выпусков. Их после каждой экскурсии облепляют местные школяры, ищут своих пап, мам, бабушек с дедушками. Вот она, живая связь поколений!Есть в музее школы еще одна реликвия – 2 книги отзывов. Одна – распухшая от постоянного употребления. Последняя запись в ней датирована 2000 годом. Ее оставила Мария Ватель, внучатая племянница Веры Гедройц – одной из первых в России женщин-хирургов, до революции учившейся в нашей школе: «Прекрасный музей! Пусть никогда не распадается связь времен! И пусть всегда в душе у молодежи звучат слова полководца Суворова: «Мы русские! Какой восторг!»Последние слова благодарности в новой книге оставили классные руководители и учащиеся школы №1 города Людиново «…Не зная своего прошлого, народ обречен на вымирание. Посетив школьный музей, понимаешь, что ребята вашего поселка чтут и помнят свои корни.

Начинаешь верить – будущее нашей страны в надежных руках!». Эти слова от первой записи отделяют без малого 40 лет. Тогда еще и книги-то не было. 6июня 1966 года участники Всероссийского семинара по туризму писали в простой школьной тетрадочке: «Дорогие юные следопыты! Мы восхищены вашим благородным начинанием!» И два десятка подписей, а рядом в скобочках названия городов: Москва, Ростов-на-Дону, Волгоград, Грозный, Махачкала… Потом листочки аккуратно вклеили на первые страницы Книги отзывов. Кто только не оставил в ней свои записи: десятки школьных экскурсий со всей области, сестры Головачева и ветераны его бригады, участники каких-то немыслемых для сегодняшнего времени «Звездных эстафет профтехобразования» и «Снежных десантов», путешественники из Харькова, Запорожья, Загорска, Саратова, даже Хабаровска! А чего стоит такая подпись: «Юные туристы Первого комсомольского полка Брянского района в количестве 400 человек»! Это – не строчка в официальном отчете, прикрывающая пустоту. Это – реальная работа по тому самому воспитанию патриотизма.А вот данные статистики:

За годы работы школьный музей принял более 18000 посетителей, проведено свыше 900 экскурсий.В музее созданы экспозиции по следующим темам: · Из прошлого края родного· Шумел сурово Брянский лес· Герои остаются с нами · Из истории нашей школыМатериалы музея часто используются не только во внеклассной работе, но и при подготовке и проведении уроков истории, обществознания, экономики, литературы, географии, биологии, так как музей обладает обширными фондами: только в зале музея представлены около ста экспонатов, половина из них посвящены истории Великой Отечественной войны (личные вещи, документы, фотографии, боевые награды, книги, боеприпасы и оружие военных лет). Большой материал храниться в архиве музея, который ежегодно пополняется новыми благодаря усилиям Совета музея и штаба «Поиск» детской организации «Юная Россия».

Возобновлена переписка со школой № 1 имени дважды Героя Советского Союза А.А. Головачева города Васильково Киевской области, налажена связь со школой №27 города Брянска, воспитавшей пятерых Героев.Неоднократно руководители и экскурсоводы музея выступали в периодической печати (журнал «Народное образование», газетах «Брянский рабочий», «Брянский комсомолец», «Брянское время», «Брянская учительская газета», «Пламя труда»).

Материалы школьного музея часто используются учениками и выпускниками при написании научно-исследовательских работ. На основе материалов музея написано около сотни книг (последние из них· Бобылев Н.Г. Тропою памяти.· Бобылев Н.Г. И только память говорит…· Королев И.М. Любохна. История и люди.)Телекомпанией ВГТРК «Брянск» готовится второй фильм «Любохна – от слова «любимая» с использованием материалов музея (руководитель проекта Галина Насонова). Школьный музей «Боевой Славы» неоднократно становился лауреатом районных и областных смотров-конкурсов школьных музеев. Были свои победители и в конкурсах юных экскурсоводов.В 2005 году Стеценко Виктория одержала победу в районном конкурсе юных экскурсоводов, посвященном 60-летию Великой Победы. Она же представляла Дятьковский район на областном конкурсе и заняла II место.


Сайт управляется системой uCoz