[На главную]
Внеклассное занятие «Изучаем
права человека»
1 класс. 2006 г.
учитель высшей категории
Гальцова Татьяна Сергеевна
Цели:
-Познакомить с отдельными статьями
«Декларации прав человека».
- Воспитывать чувства
человеческого достоинства, дружелюбия, братского
отношения друг к другу.
- Развивать речь, кругозор.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация "Изучаем права человека".
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле
появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы: (слайд
1: вопросы)
- Что люди могут делать и
чего не могут?
- Что они обязаны делать и
чего не обязаны?
- На что они имеют право и
на что не имеют?
Без ясного ответа на эти
вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и
неразбериху.
И люди взялись за решение
этих Главных Вопросов в обычных беседах между
собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и,
к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных
драках...
В конце концов людям
удалось решить Главные Вопросы, и на свет
появилась Всеобщая декларация прав человека.
слайд 2
обложка книги ДПЧ
|
|
Если в
точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и
неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Правда, только в том случае, если соблюдать...
А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми
тридцатью её статьями. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми
статьями «Декларации прав человека».
И помогут нам в этом сказочные герои.
Слайд 3
3 иллюстрации
к
сказке
«Гадкий
утенок».
|
|
|
|
- Узнали
сказку?
- Кто ее написал?
- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
- Права какого героя нарушены в этой сказке? Какие права?
Слайд 4: статья 1
«Декларации прав человека» (на фоне иллюстрации к сказке «Золушке») |
СТАТЬЯ 1
Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены
разумом и должны относиться друг к другу по-братски. |
|
- Так какое
же право гадкого утенка нарушено в сказке Андерсена?
Работа с рисунками – иллюстрациями к
сказкам:
закрасить кружочки возле тех героев, чье право на равенство и братство
было нарушено. (Золушка, Хаврошечка, Гадкий утенок) |
|
- А вы
встречались с нарушением этого права в своей жизни?
Слайд 5:
иллюстрации к
сказкам «Серая Шейка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» |
|
|
|
- Какие
сказки вы узнали?
- Что страшного происходит с их героями?
- Как вы думаете, какое право этих героев нарушается?
Слайд 6: статья 3
на
фоне иллюстрации к сказке «Колобок». |
СТАТЬЯ 3
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу. |
|
Работа с
рисунками – иллюстрациями к сказкам: закрасить другим
цветом кружочки возле тех героев, чье право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу было нарушено. (Серая Шейка,
Красная Шапочка, семеро козлят,)
- Бывают ли
случаи нарушения этого права у нас в школе?
(разговор о драках)
Слайд 7:
иллюстрации
к сказкам «Заяц, лиса и петух», «Сказка о царе Салтане», «Серая Шейка»,
«Красная Шапочка».
|
|
|
|
|
- Знаете эти сказки?
- Иллюстрация к какой
сказке с точки зрения нарушения прав человека
лишняя? («Заяц, лиса и петух»)
- Какое право нарушает Лиса?
Слайд 8: статья
17 на
фоне иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк». |
СТАТЬЯ 17
Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Никого нельзя произвольно лишать его имущества. |
|
Работа с
рисунками – иллюстрациями к сказкам. Закрасить другим
цветом кружочки возле тех героев, чье право на владение имуществом было
нарушено. (Буратино, Заяц)
-
Встречались ли вы с нарушением этого права в жизни?
Игра
«Пазлы» -
иллюстрация к сказке
«Буратино»:
- Как вы думаете, о какой статье сейчас мы будем говорить?
Слайд 9: статья
26 на
фоне иллюстрации к сказке «Буратино» |
СТАТЬЯ 26 (1, 2)
1. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее
образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть
обязательным, а техническое и профессиональное — общедоступными.
2. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также
взаимопониманию и дружбе между народами. |
|
-
Пользуемся ли мы этим правом?
Работа с
рисунками: закрасить кружочек другим цветом.
- Сколько
стаей из «Декларации прав человека» мы сегодня
изучили? (разные цвета на рисунке)
- А сколько всего статей в «Декларации прав человека»?
- С ними мы познакомимся позже. Ученики 5 класса тоже изучают
«Декларации прав человека». И вот что случилось в одной семье.
Сценка.
– Сходи за хлебом в булочную!
–
Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
–
Вымой посуду!
–
Не имеешь права использовать детский
труд.
–
Помой руки!
–
Это насилие над личностью!
–
Выключи телевизор и садись за уроки,
иначе я тебя отлуплю.
–
Это проявление жестокости.
- Кто и
какое право здесь нарушает?
Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Об этом
говорится в следующих статьях.
Слайд 10 |
СТАТЬЯ 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами,
провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:
• национальности, языка, расы, пола, религии;
• социального происхождения, политических
убеждений, богатства или бедности;
• величины и мирового значения его страны. |
СТАТЬЯ 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той
мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей. |
СТАТЬЯ 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как
предоставление отдельным людям, группе людей совершать действия,
нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации. |
- Помните,
там, где есть права, обязательно есть обязанности.
Слайд 11.
«Ребята, давайте жить дружно!» - воскликнул кот Леопольд, прочитав
Всеобщую декларацию прав человека. |
|
Слово «друг» (стихотворение)
Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленнее лицо, умение руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!» Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже).
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Помните: ни "тридцать витязей
прекрасных" из сказки Пушкина о
Царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения
всех статей Декларации.
ВЫПОЛНИМОЙ
ДЕКЛАРАЦИЮ СДЕЛАЕТ ТОЛЬКО
РАБОТА НАШИХ С ВАМИ ДУШ И УМА!
Подарок:
книжка-самоделка со статьями из Декларации, правилами школьников из
Устава школы.
Скачать архив
презентации (391 Кб)
[Вверх]
Сайт
управляется системой
uCoz