[На главную]

Классный час «Что посеешь, то и пожнешь».
(Беседы по Библии)
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Цель: раскрыть нравственный смысл учения Христа, библейских заповедей; воспитывать душевную доброту, щедрость, любовь, нравственную чистоту и самопожертвенность; обучать анализу собственных поступков, соотносить их с общечеловеческими ценностями; учить видеть положительные и отрицательные стороны поступков людей.

Давным - давно люди стали искать ответы на вопросы, как была создана наша планета, как появились первые люди, пытались объяснить явления природы. Каждый народ отвечал на эти вопросы по-своему, создавая героев мифологических, вымышленных. (Выставка книг – мифов и сказок разных народов.) до сих пор мы восхищаемся легендами древних греков, римлян и других народов.
Но прошло время, и другие вопросы стали не менее важными – что, кроме разума, делает людей людьми? И начался поиск: откуда пришло добро, милосердие, сострадание. Все эти качества связывались с именем Бога, а зло, жестокость, ненависть – с именем дьявола. Библия стала той книгой, которая дала миру знания о том, каким должен быть человек. В образе Иисуса Христа – сына Божьего – отразилась мечта людей о совершенном человеке, несущем миру свет и добро. (Выставка Библий.)

«Суть Библии - простейшее изложение всего, во что должно верить, на что должно надеяться, что должно делать», - писал Я.А. Коменский, величайший педагог XVIII века, в своей книге «Школа детства». А святой Иоанн Златоуст говорил: «Священное писание – это духовная пища, которая украшает ум, делает душу сильною, твердою, мудрою». (Высказывания записаны на доске.)

Чтение рассказа К.Д. Ушинского.
- Подумайте, какая библейская притча положена в основу рассказа.

Поле и школа.

Люди пашут поле, зерном посыпают – дети ходят в школу слово Божье слушать. Зернышко ложится в мягкую землицу – слово Божье входит в души молодые. Дождем землю смочит, солнышком пригреет – умным словом, лаской душу согревают. Под землей в потемках не улежат зерна – не загинет в сердце доброе ученье. Выглянут посевы яриной зеленой – скажется ученье умными речами. Поле обольется жатвой золотистой – взойдет слово Божье добрыми делами. Господи, пошли нам впору дождь и ведра! – Отче, возрасти в нас семена благие.
- О чем произведение?
- Давайте отдельно прочитаем то, что относится к полю, и то, что относится к школе.
- Найдите в тексте выражения, близкие по значению:
Слово Божье - … (доброе ученье, благие семена)
- Что значит «доброе ученье»? «благие семена»? (Это значит учиться добру, быть не просто умным, а благоразумным.)
- Чем согревается земля? А чем душа? (Земля согревается солнышком, а душа – умным словом, лаской.)
- Какие же всходы должно дать ученье? (Умные речи, добрые дела.)
- Кто вспомнил, какая притча положена в основу этого произведения? (Притча о сеятеле.)

Чтение притчи о сеятеле. (Библия.)
- Значение этой притчи. (Бог не делает людей добрыми или злыми. Он только учит их. Суть притчи о сеятеле: как человек воспринимает учение Бога.)

Самодиагностика. Куда попадают добрые слова ваших родителей, учителей, умных книг в вашей душе: на вспаханное поле, на каменистую дорогу или в сорняки? Поставьте 10 звездочек.

- Каким образом учит Бог? (Через заповеди).
- Вспомните заповеди.
- Какую вы считаете самой важной? А какую самой важной считал Иисус Христос?

В Библии можно найти очень много высказываний о любви. (Чтение Библейских стихов.)

Любовь да будет непритворна: обращайтесь зла, прилепляйтесь к добру.

Будьте добры друг к друг, проявляйте сострадание и прощайте друг друга, как Христос простил вас.

И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Плод же духа нашей жизни – это любовь, радость, мир, терпение, доброта, милосердие, верность, кротость, умение владеть собой.

Будем со вниманием и любовью относиться друг к другу и помогать друг другу добрыми делами.

Блаженнее давать, нежели принимать.

Лучше не есть мясо, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками.

Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Мы, сильные, должны сносить все немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию.

- Какой стих вам понравился больше? Больше соответствует настоящему моменту вашей жизни? Почему? Как вы его понимаете?

Разбор жизненных ситуаций (из сочинений «Что бы я хотел узнать у Иисуса Христа?», о дежурстве, драках, ругательствах, ябедничестве, списывании…)

Вы очень любите рассказы великого русского писателя Л.Н. Толстого. Лев Николаевич считал Библию очень мудрой книгой, всю жизнь обращался к ней, перечитывал вновь и вновь. И вот какие мысли появились у великого писателя:

Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самих дел, но и от злых разговоров. Для того же, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться сдерживаться от злых мыслей. Когда один думаешь сам с собой и придут недобрые мысли, - осуждаешь кого-нибудь, сердишься – вспомни, что нехорошо так думать, остановись и старайся думать о другом. Только тогда будешь в силах удержаться от плохих дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей. Корень злых дел в дурных мыслях.

Чем добрее бывает жизнь человека, тем больше в ней разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека. Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. А потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И, если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь.

Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому надо всегда помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправлять себя. В этом самое главное и самое радостное дело жизни.

Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом. Не беда, что мы смеемся, сами не зная чему, когда другой человек смеется, и, если, глядя на того, кто зевает, и сами зеваем, но плохо то, когда мы поддаемся злому чувству того человека, который злится на нас, обижает нас. Он злится, и мы злимся. А тут-то и дороже всего не поддаться злом чувству, а, напротив, добротой ответить на злобу. Если со злыми людьми будешь такой же, как они, то сделаешься скоро злым и с добрыми людьми.

Как удилами во рту мы управляем конями и рулями управляем кораблем, так и языком мы управляем всем телом. Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить, что попало, а внимательно следить за своими словами. Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье.

Бывает неприятно, когда тебя хвалят за то, чего ты не сделал, и так же неприятно, когда бранят за то, чего ты не заслужил. Но можно и в напрасной брани найти пользу. Если ты не сделал доброго дела и тебя хвалят за него, постарайся сделать то, за что тебя хвалят. А если тебя бранят за то, чего не сделал, то постарайся вперед не делать того, за что тебя бранят.

Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И, если тебе удастся это сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.

(Высказывания у детей на карточках.) Читаем высказывания.
- Как это понимаете?

Самодиагностика «Сколько мы несем любви людям?»


Давайте последуем призыву Л. Толстого и постараемся эту неделю жить в любви к людям. А как это у нас получится. Мы посмотрим на следующем классном часе, проведя такую же самодиагностику.

Тема нашего классного часа «Что посеешь, то и пожнешь». Почему я так назвала его?

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz