Цель: определить
социальные и правовые аспекты семьи и брака
Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить
личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.
Презентация к
уроку (521 Кб)
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте, садитесь. Я рад видеть вас сегодня на уроке. Несмотря на
ваш прекрасный юношеский возраст, начнём мы урок с мультфильма (с
детской классики).
Просмотр сюжета «Сказка о царе Салтане» (подробнее...)
Вопрос: почему царь сделал
именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а
цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.
Ещё Лев Николаевич Толстой
писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где
мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю,
что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его
цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к
счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на
многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?
Семья — это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа
учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите
и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?
За всю многовековую историю
семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые
распространены в настоящее время.
Объяснение слайда. Все
названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в
большинстве своём — законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.
Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ
ученика).
Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.
Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.
Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.
Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?
Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа
ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2
Выходит план урока.
Самостоятельная работа учащихся с
тестом.
Итоговый тест
(pdf)
1 ученик работает на компьютере (тест в
электронном варианте, диск Обществознание).
Выставляю оценки. Д/з.
Рассказываю притчу.
«В
знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх
жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой
вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не
пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это
прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже
нужно».
Как вы думаете, какую из трёх
девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он — красивую.
Затем «выплывают» слова
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее
крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».