[На главную]

Урок-экспедиция в прошлое родного края
"Прикоснись к истории"
учитель высшей категории Мартынова Наталья Владимировна
(презентация к уроку)

Здравствуйте! Вот уже несколько месяцев вы изучаете Историю Брянского края, которая совсем по иному заставляет нас взглянуть на историю. Оказывается она, история, не какая-то далёкая, а совеем родная и близкая. История родных мест, биографии земляков заставляют по другому смотреть на события прошлого.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, называется он «Прикоснись к истории!»
Записываем тему.
Что такое прикосновение? Прикоснуться, значит дотронуться чуть чуть.

Прикоснитесь друг к другу
Что вы чувствуете?
- тепло
- мягкость
- защиту

Вы прикоснулись друг к другу! Вот и мы сегодня сможем дотронуться, прикоснуться к настоящей истории, к той, которую можно подержать, ощутить в своих руках.

История как наука зародилась тысячелетия назад. Она выросла из легенд, былин, письменных источников и конечно же предметов. Именно предметы дают не только сведения о эпохе, но и реально помогают понять прошлое. Все проходит, но остаются вещи – немые свидетели событий.
Одна из наук и посвящена изучению материальной и духовной культуры народов- это этнография.

Запишем определение

Давайте отправимся в заочную этнографическую экспедицию по истории нашего района.
Вы можете спросить: «Неужели можно еще что-то найти, узнать новое?»
Да !

До сих пор продолжают свою жизнь множество вещей, какие-то нашли свое место в музея, какие-то в частных коллекциях, а какие-то до сих пор не изучены.

Вы сегодня выступаете в роли исследователей и по ходу урока должны сделать научные выводы, имеющие историческое значение.

Каждая группа получает группу предметов на изучение, вместе с вопросами.

Рассмотрев, пощупав вещественные источники, проанализируйте информацию, используя уже имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы. Это позволит нам совместно сделать вывод о том, чем занимались жители нашего района стародавние времена.

1 группа – черепки
горшок
глина
2 группа – ухват
сковороду
утюг
рубель
3 группа – костюм
рушник
лапти

Вопросы:
1. Что это? Как называются предметы.
2. Из какого материала сделаны?
3. К какому времени относятся?
4. О чем свидетельствуют данные предметы?

Работа в группах 3 минуты
Музыка

Беседа с 1 группой

Первые глиняные изделия были обнаружены археологами в Японии и созданы они 13 тысяч лет назад.

Мокрой глине можно придать практически любую форму. Через несколько дней она высыхает и становится сухой и твердой. Если глину подвергнуть обжигу, то можно изменить ее свойства. После обжига глину уже невозможно вновь размягчить.. Для того чтобы, к примеру, зерна не высыпались через щели в корзинах, кто-то додумался смазывать внутреннюю часть плетеной корзины мокрой глиной. Быть может, когда-то, вероятнее всего случайно, одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, разумеется, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, вероятно, и появилось на свет первое произведение из обожженной глины.

Керамика, фарфор и просто глиняная посуда - все это продукция мастеров-горшочников. Самая простая посуда делалась из глины и затем подвергалась обжигу. При нагревании сквозь поры полученного материала могла просачиваться вода. С течением времени люди узнали, что при нагревании до высокой температуры некоторые из камней превратятся в вязкую клейкую массу. Такого рода камни измельчались и смешивались с глиной. После обжига получалась прекрасная посуда, ее мы сегодня называем керамической. пропускала воду, в ней, ничего не опасаясь, можно было разогревать пищу на открытом огне.

Способы:
- изготовление из одного комка глины грубого сосуда, середина которого выдавливается, а наружные стенки формуются рукой. При этом для облегчения работы внутрь сосуда часто кладется камень.
- спирально-жгутовая техника. Из глины изготовляют длинную колбасу, из которой сначала, свертывая ее спиралью, делают дно сосуда, а затем укладывают по спирали вертикально, пока сосуд не достигнет желаемой высоты. Вслед за этим внешние и внутренние стенки сосуда выравнивают камнем или деревяшкой.
- изготовления сосудов из нескольких глиняных колец, из которых каждое следующее бывает шире предыдущего, так что самое узкое кольцо образует дно, а самое широкое - верхний край сосуда. В заключение неровности внутренних и внешних стенок сосуда также сглаживаются.
- формирование круглого дна со свисающими вниз боковыми пластинами. Затем, медленно поворачивая сосуд, эти пластины отгибают вверх и соединяют вместе.
- гончарный круг.

Все изделия имели бытовое назначение, но назывались по-разному (корчага, крынка, кубышка, горшок и т.д.)

О чем же свидетельствуют все эти факты?

Беседа со 2 группой

Большинство предметов из металла.
Болотная руда — бурый железняк органического происхождения (железистые отложения на корневищах болотных растений) — содержит от 18 до 40% железа. По своим технологическим качествам болотная руда была наиболее подходящим сырьем для примитивной металлургии, так как она принадлежит к наиболее легко восстановимым породам. Восстановление железа из руды начинается при температуре всего в 400°, а при 800°—900° получается уже металлическое железо.

Кузнечным делом на Руси начали заниматься в VI-IV вв. до н.э.  Древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы удалить из него все примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. Эта работа делала процесс варки очень тяжёлым. Поэтому были изобретены домны – специальные плавильные печи.
Уже с древних времен русские мастера овладели разными техниками работы с этим материалом
- заливка
- ковка
- сварка

Но среди ваших предметов можно выделить еще одну группу?

Утюги

Первоначальное назначение утюга не имело ничего общего с разглаживанием мятых после стирки вещей. Изобретая этот неотъемлемый атрибут современного дома, 2000 лет назад китайцы предписывали утюгу необычайные для сегодняшнего понимания свойства. Утюг, как средство гигиены, прежде всего, рассматривали наши далекие предки. Археологи, находившие утюги многовековой давности подтверждают, что за две тысячи лет эти артефакты практически не изменились и сохранили прежние формы.

Самое главное, что эти утюги производились и у нас, в Дятьковском районе.

Беседа с 3 группой

Вам достались самые интересные предметы. Можете ли вы их назвать.
Что особенного в них?
Какой цвет используется?
О чем это свидетельствует?

Прядение , ткачество и шитье были неотъемлемой частью жизни любой семьи.
Из чего же производились ткани?
Лен, конопля, крапива, шерсть.

Кто может мне назвать, какие приспособления помогали хозяйкам превратить все это в нити.
Гребень, прялка, веретено, ткацкий стан

И конечно же костюмы наших предков, живших в этих местах шились и украшались в соответствии со строгими правилами.

Таких правил и в ношении одежды было множество, но главной частью и женского и мужского костюма была рубаха.

Каждая часть одежды имела символическое значение.
Пояс – оберег
Головной убор – статус человека
Вышивка – магическую силу, защищавшую человека.
Необходимо отметить, что большим разнообразием отличался женский костюм.

Посмотрите на костюмы, которые носили в разных регионах Брянщины. Различия свидетельствуют о особенном положении нашего региона, как приграничной зоны.

В укор современной моде, мне хотелось бы отметить , что в стародавние времена невозможно было найти одинаковых изделий. Они все были уникальны. И как приятно, что до сих пор в некоторых семьях бережно хранятся такие уникальные вещи.

А в ваших семьях хранятся предметы, имеющие историческую ценность?
Домашнее задание – напишите мини-сочинение «Реликвии семьи».

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что на территории нашего района местное население занималось:
Гончарным производством
Добычей и переработкой металлов
Ткачеством
А каковы же были основные занятия:
Земледелие
Скотоводство
Промыслы

Но в более позднее время этот список расширится
Стекольное
Деревообработка
Сахарное производство
Канатное
Бумажное

Заканчивается наша экспедиция, мы возвращаемся в наше время. И я хочу у вас спросить.
Мы прикоснулись к предметам нашей истории, какие чувства вы испытываете?
Пусть каждая группа напишет их на шарике, который олицетворяет наше прошлое, нашу историю.
Ведь он такой непрочный, но красивый. Какие чувства уберегут наше прошлое, а значит, создадут наше будущее.
Гордость
Любовь к Родине
Счастье

А могут ли ваши чувства превратиться в конкретные дела?
Да. Музей в вашей школе.
Я благодарю всех за урок и желаю вам с честью хранить семейные реликвии и самим пополнять их для потомков.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz