[На главную]

Конструирование урока в системе
личностно-ориентированного обучения

зам. директора по УВР,
учитель математики высшей категории Лексикова Лариса Васильевна

Личностно-ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их и реализация существенно меняются.

Это:

  • цель,
  • содержание учебного материала,
  • формы организации УВП,
  • методы обучения,
  • реальный результат.

Цель - это запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель должна быть диагностичной (проверяемой) и операционной (достигаемой).

Цели

  • Помочь учащимся представить проект изучения новой темы;
  • Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.д.;
  • Обеспечить закрепление фактов, понятий, правил, законов и т.д.;
  • Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению ЗУН в разнообразных ситуациях;
  • Обеспечить контроль ЗУН по теме

    Содержание

  • основа, стержневая линия личностно-ориентированного урока, раскрывающая значимость изучаемого материала.

    Включает:

  • теоретические сведения,
  • задачи,
  • упражнения,
  • вопросы учителя, отражающие последовательность интеллектуальных действий ученика.

В рамках личностно-ориентированного урока содержание обучения

ориентируется:

  • на различные типы и уровни усвоения,

допускает

  • различные трактовки изучаемых предметов, явлений, разнообразие средств и способов их освоения.

    Методы обучения

    система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели урока.

  • Методы обучения представляют не только глубину раскрытия учебного содержания, но и проявляют личность учителя и ученика, диалог меду ними.
  • Именно они и определяют стиль работы учителя на уроке

Реальный результат выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках которые приобрели учащиеся в ходе урока.

Личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда:

  • Учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии.
  • Учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке.

Субъектная роль ученика

  • включает свободу выбора уровня обучения, его темпа.
  • Учебный процесс будет организован через диалог или полилог.

Учитель должен создать такую педагогическую ситуацию,

  • которая позволит ученику самовыразиться,
  • рассказать или
  • доказать что-то и учителям, и остальным участникам коммуникативной деятельности.
  • Тогда ученик оказывается в центре внимания, становится субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношениями к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.

    Правила практической диалоги:

  • Выделить другого из множества лиц- узнать его;
  • Принимать другого таким, каков он есть;
  • Помочь другому познать себя, людей, мир;
  • Воспитать другого можно, только воспитывая себя;
  • Общение учителя и ученика – основа педагогического процесса;
  • Обучить общению можно только в общении;
  • Слушать - тоже общение;
  • Учитель - организатор учебного сотрудничества учащихся;
  • Ученик научится сам, когда научит другого;
  • Трудность общения есть одновременно трудность познания.

Приемы, способствующие достижению высокого уровня общения, которыми должен уметь пользоваться учитель?

  • понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
  • владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
  • вставать на точку зрения ученика;
  • создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
  • быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
  • поддерживать равное отношение ко всем детям;
  • с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
  • не бояться обратной связи от учеников.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz