[На главную]

Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог»
учитель: Кузнецов Виталий Олегович

Цели: обобщить знание о предлоге как о части речи; совершенствовать умения писать предлоги с существительными, числительными и местоимениями, закрепить умения писать производные предлоги, познакомить с морфологическим разбором предлога.

Ход урока

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о предлоге как о служебной части речи, отработаем правописание производных предлогов и познакомимся с морфологическим разбором предлога.

2. Словарно-орфографическая работа, индивидуальная работа по карточкам.

Мы начнем нашу работу со словарного диктанта (по вариантам: по одному человеку от каждого варианта у доски; остальные учащиеся – на своих местах), два человека на своих местах работают по карточкам.

1 вариант
2 вариант
Ехать в течение часа;
Иметь в виду;
Не приехать вследствие плохой погоды;
Читать в продолжение часа;
Опоздал из-за дождя;
Отдать в ремонт.
Встретиться впоследствии;
Читать в продолжении романа;
Отменить ввиду морозов;
Достать из-под лавки;
Пришёл из школы;
Изгибы в течении реки.

3. Опрос.
Ответьте на следующие вопросы:
• Что такое предлог?
• Зачем нужны предлоги?
• Какие разряды предлогов по значению можно выделить?
• Какие разряды предлогов по способу образования можно выделить?

Заполним таблицу "Непроизводные и производные предлоги", используя предлоги из словосочетаний, данных ранее (один человек у доски заполняет таблицу):

Непроизводные предлоги
Производные предлоги

В, из-за, из-под, из

В течение, ввиду, в продолжение, вследствие

4. Объяснение нового материала (морфологический разбор предлога).

Теперь произведем морфологический разбор одного из записанных предлогов.
Морфологический разбор предлога, как и остальных частей речи, отличается от морфологического разбора самостоятельных частей речи. При морфологическом разборе предлога нам нужно взять предлог в определенном контексте, словесном окружении (например, в словосочетании), так как именно в контексте мы можем определить его грамматическую роль.
В качестве примера возьмем словосочетание «Прыгают на берёзах».
В данном словосочетании нас интересует предлог "на". Он выражает зависимость существительного "берёзах" от глагола "прыгают" в словосочетании. Глагол согласуется с существительным в предложном падеже. Эти слова связаны с помощью непроизводного предлога "на".
Давайте запишем образец разбора предлога (учитель записывает на доске, учащиеся – в свои тетради):
На – предлог, непроизводный, согласуется с существительным «березах» в предложном падеже.

Теперь попробуем произвести морфологический разбор производного предлога «ввиду» в словосочетании «отменить ввиду морозов» (учащийся работает у доски).

5. Работа с текстом.

Запись под диктовку текста:
Давно пронеслась гроза, но на березах с листка на листок прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в воду. Даже перезимовавшие на земле скрюченные сухие листья ожили.

Ответьте на следующие вопросы:
• Какова тема и основная мысль текста?
• Каков тип речи и стиль текста?
• Какую роль играют в данном тексте предлоги?

Задания по тексту:
1. Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте схему.
2. Произведите морфемный разбор слова «перезимовавшие».
3. Произведите морфологический разбор предлогов «на» и «с» по вариантам.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.
Повторить параграфы 146, 147 учебника «Русский язык. Теория», письменно выполнить упражнение 331.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz