[На главную]

Интегрированный урок русского языка и УМК "Вокруг тебя - мир..."

Комплексный анализ статьи Г. Бочарова "Что человек может"

учитель высшей категории Яшкова Юлия Михайловна, 2007-2008 уч. год
(разбор заданий ЕГЭ по русскому языку)

Цели: на основе "полётного" повторения обобщить знания :
* по фонетике и разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфоэпическими нормами (А 1, А17);
* по орфографии (правописание безударных гласных, правописание приставок на с, правописание трудных слов );
* по морфологии, развивать умения и навыки различения частей речи;
* по синтаксису, закрепить навыки различения и определения видов связи и способов подчинительной связи в словосочетаниях; (В3)
* о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью, закрепить постановку знаков препинания в них, разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений (А24, А27 и А28);
* закрепить умения и навыки учащихся анализировать текст, разобрать задания ЕГЭ В2, В7;
* об особенностях публицистического стиля, разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием в данном стиле средств художественной выразительности (А32 и В8).

Оборудование: для работы использован текст статьи Геннадия Бочарова "Что человек может" из УМК "Вокруг тебя - мир…"; индивидуальные карточки; листы заданий для общей работы с классом; мультимедийный проектор и экран; доска. Презентация: Комплексный анализ статьи Г. Бочарова «Что человек может»" (архив 123 Кб, без озвучивания 23 слайда).

Приёмы работы: устный опрос, работа по карточкам, фронтальный опрос, работа с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. На экране высвечивается определение темы урока, объявляются цели.
III. Орфоэпическая разминка. (А2 и А12)
Проецируется на экран
Интегрированное задание по лексике и орфоэпии
А) Пронумеруйте правую колонку в соответствии с левой таким образом, чтобы каждое слово соответствовало своему лексическому значению.
Б) Проставить ударение в словах и четко произнести каждое слово.

1

Ответственность

1. выходящий за рамки обычного, чрезвычайный ( по сложности, трудности, опасности)

2

Обеспечение

2. Происходящий в одно время с чем-нибудь.

3

Откупорить

3. Колокольный звон перед началом церковной службы.

4

Благовест

4. Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

5

Мизерный

5. Ничтожный, незначительный по размерам.

6

Экстремальный

6. Опуститься целиком в какую-нибудь жидкость; целиком предаться какому-нибудь чувству, делу.

7

Одновременный

7. Открыть что-нибудь наглухо заделанное.

8

Погруженный

8. Предоставление достаточных материальных средств к жизни

( 1-4, 2-8, 3-7, 4-3, 5-5, 6-1, 7-2, 8-6)

IV. Работа с тестами заданий ЕГЭ А1
В это время один человек у доски выполняет подобное задание и делает транскрипцию выбранного слова.

1. В каком слове все согласные звуки глухие:

а) нужно

в) устремился

б) где

г) уход

2. В каких словах звуков меньше, чем букв?

а) всплыл

в) лучшая

б) сердце

г) троллейбус

3.В каком слове звуков больше, чем букв?

а) тяжёлая

в) сентябрьских

б) бесшумно

г) двадцатикилометровую

V. Озаглавьте молчащую таблицу. Заставьте её говорить. Попутно проработайте орфограммы и произведите разбор.
Один человек у доски производит разборы.

Правило

Примеры

 

М…ровых, в…черов, пл…тины, водохр…нилище, т…жёлый, гр…бцы, б…ковых, сп…ртсмены.

 

Па(с,СС)ажиры, тро(л,лл)ейбус, с…пр…тивление, …р…ентироваться.

 

Ра..смотреть, Ра…кололось, бе…шумно, ра…тереть, бе…покойно.

VI. Укажите ошибки в определении частей речи.

1. Установившего

1. Прилагательное

2. Погружался

2. Деепричастие

3. Бурлящую

3. Причастие

4. Видимость

4. Существительное

5. Преодолевая

5. Глагол

6. Раскололось

6. Глагол

7. Некоторые

7. Наречие

(1-3, 2-5, 3-3, 4-4, 5-2, 6-5,7-6)
В это время один человек у доски работает по карточке над разбором предложения
( грамматические основы, схема, характеристика)
VII. Проверяем отвечающего.
Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей.
VIII. Из этого предложения выписаны словосочетания. Ваша задача соединить стрелками правую часть таблицы с левой.

1

Сразу понял

1.Словосочетание с синтаксической связью согласование

2

Сделать лучше

2. Словосочетание с синтаксической связью управления
3
Нырнуть на глубину
3. Словосочетание с синтаксической связью примыкания
4
На необходимую глубину
4. Грамматическая основа предложения
5
Сделать для спасения
6
Он понял
7
Для спасения людей

(1-3, 2-3, 3-2, 4-1, 5-2, 6-4, 7-2)
IX. Работа с тестовым заданием А23
А в это время (1) на отчаянные усилия Шаварша (2) самоотверженные действия Камо (3) который принимал спасённых (4) смотрел их отец (5) - Владимир Самсонович Карапетян.
1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4,5 4) 2,3,5
Ребята расставляют знаки препинания и объясняют свой выбор (подчеркнуть грамматические основы, начертить схему, дать характеристику предложения).

X. Прочитайте текст и выполните задания А7 , А9, А10, А11,А25.
(1) Тем временем на плотину прибыли два огромных крана.
(2) На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине.
(3) Это оказалось нелегко.
(4) Теперь надо было зацепить под водой тросы.
(5) Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, - двадцать один раз проникал в салон троллейбуса.

А7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1) 3,4,5,2,1.
2) 1.2,3,4,5.
3) 2,5,1,4,3.
4) 1,4,3,2,5

А9. Какие слова являются грамматической основой в 4 предложении?
1) надо было
2) надо было зацепить
3) надо было зацепить тросы
4) зацепить тросы под водой

А10. Укажите верную характеристику 2 предложения.
1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) простое с однородными членами

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова прижимая из 5 предложения.
1) действительное причастие
2) деепричастие
3) прилагательное
4) страдательное причастие

А25. Как объяснить постановку двоеточия во 2 предложении?
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой.

XI. Анализ текста. Выполнение заданий А29 - А31, В1 - В7
Вступительное слово учителя.

Перед вами вступительная статья публициста Г.Бочарова "Что человек может", написанная в середине 70-х годов, о хорошо известном любителям спорта рекордсмене по прыжкам в воду Шаварше Карапетяне. В статье идёт речь о подлинных событиях, когда жизнь людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, зависела от действий случайного свидетеля происшествия, мгновенно взявшего на себя ответственность за их спасение.

Чтение текста.

Геннадий Бочаров
Что человек может

(1) Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжкам в воду. (2) Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть.
(3) В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. (4) Троллейбус погружался в бурлящую воду. (5) Так началась эта драма.
(6) Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и как раз в это время появился на высокой перемычке. (7) Рядом был родной брат Камо и другие спортсмены. (8) Чемпион первым оценил обстановку и стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду. (9) Через несколько секунд братья были уже в воде. (10) Первым доплыл до погружённого в воду троллейбуса Шаварш. (11) Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей. (12) Видимость под водой была скверной, не сразу удалось рассмотреть корпус троллейбуса. (13) Преодолевая плотное сопротивление воды, ударил в заднее стекло ногами. (14) Стекло бесшумно раскололось. (15) Шаварш вплыл в салон, где в тяжёлой мгле двигались тёмные тени. (16) Воздух в лёгких подходил к концу. (17) Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался из салона. (18) Оттолкнувшись мощнейшим толчком от крыши, устремился вверх. (19) Всплыв, увидел, что спас женщину.
(20) На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине. (21) Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, - двадцать один раз проникал в салон троллейбуса.
(22) Тем временем на плотину прибыли два огромных крана. (23) Теперь надо было зацепить под водой тросы. (24) Это оказалось нелегко. (25) И всё же он выбил два боковых стекла и продел трос прямо под крышей троллейбуса.
(26) Троллейбус медленно двинулся вверх.
(27) А в это время на отчаянные усилия Шаварша, самоотверженные действия Камо, который принимал спасённых, смотрел их отец - Владимир Самсонович Карапетян. (28) Ему не позволили броситься в воду на помощь сыновьям. (29) В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья взрослые люди, способные на высшее благородство.
(30) А Шаварша ожидала долгая и мучительная болезнь, уход из спорта. (31) Лучшая награда герою не 130 завоёванных медалей, а 20 спасённых им жизней. (32) Спасая людей, помогал всем понять, что может человек, даже если он один.(33) А что человек может, таков он и есть.

Аналитическая работа по тексту
1. Выскажите свои впечатления о статье.

2. Почему Шаваршу Карапетяну удалось выполнить то, что не удалось другим?
(Он был натренирован, поэтому уверен в себе: "Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать"
Шаварш Карапетян знает, что и как надо сделать: "…нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей"
Трудное дело он выполняет умело: "Видимость под водой была скверной, …"
3. Как вы думаете, любой ли человек, решившийся на такой поступок, мог прийти на помощь пострадавшим людям?
4.Какие слова в статье заключают авторскую оценку поступка героя?
Какой приём использует автор в этом предложении? (А29)
5. Статья написана по следам реальных событий. С помощью каких средств в статье создаётся ощущение подлинности происходящего?
6. Представьте, что вы - свидетели того события, о котором рассказывает Г.Бочаров: вы находитесь на берегу, видите, как ныряет Шаварш и вытаскивает на берег спасённых людей. Как вы будете себя вести : останетесь наблюдателями или предложите свою помощь?
Какая помощь была бы вам по силам?
Слово учителя: люди, оказавшиеся один на один со стихией, нуждаются в помощи. Важно, чтобы человек мог рассчитывать на помощь.
XII.Предлагаю вашему вниманию афоризмы известных людей.
Трудно быть человеком.( Андре Мольро, французский писатель)
Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы не несём ответственности, и не предотвратить их. ( Альберт Швейцер , немецко-фр. Мыслитель, миссионер, врач, музыковед, органист)
Что человек может, таков он и есть. (Геннадий Бочаров, публицист)
Выбери один из афоризмов. Можешь ли ты с ним согласиться или нет? Почему? Изложите письменно свою точку зрения, опираясь на впечатления от текста, прочитанного на уроке. Это будет ваше домашнее задание.
XIII. Самостоятельная работа по варианту задания типа В (заполнение бланков).
В1. Каким способом образовано слово самоотверженные из 27 предложения?
В2. Из предложения первого и второго абзацев выпишите все местоимения.
В3. Из первого предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкания.
В4. Среди предложений третьего абзаца найдите односоставное определённо-личное предложении. Напишите его номер.
В5. Среди предложений третьего и четвёртого абзацев найдите предложения с обособленным обстоятельством.
В6. Среди предложений 7-8 абзацев найдите предложение, включающее придаточное определительное.

В7. Назовите средства связи между 3 и 4, и между 13 и 14 предложениями.
(6) указательное местоимение и лексический повтор
(7) лексический повтор
(8) противительный союз и указательное местоимение
(9) указательное местоимение
XIV. Подведение итогов урока.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz