[На главную]

Тема: Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы романа-эпопеи «Война и мир»
учитель высшей категории Бурыкина Ольга Алексеевна

Цели:
1) на примере сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона раскрыть точку зрения Л.Н. Толстого на роль личности в истории; подготовить учащихся к сочинению, дать целостное представление о героях романа-эпопеи;

2) развивать умение систематизировать изученный материал, давать сравнительную характеристику образов, опираясь на портрет, речь, отношение к происходящему данных персонажей;

3)воспитывать самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: портреты Кутузова и Наполеона, мультимедийный проектор для демонстрации слайдов (презентации), таблицы ОСК (опорные схемы-конспекты), фрагмент из кинофильма С. Бондарчука.

План урока
1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию темы
• слово учителя.
3. Восприятие темы;
• доклады о жизни Кутузова и Наполеона;
• работа с таблицей;
• ОСК;
• просмотр кинофрагмента;
4. Итоги.
5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока, записи в тетрадях)

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Нас будут интересовать два полководца: Кутузов и Наполеон. Тема урока: «Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы романа-эпопеи «Война и мир». Сегодня мы обобщим изученный материал, дадим сравнительную характеристику Кутузову и Наполеону, выясним взгляд Л.Н. Толстого на роль личности в истории. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут служить слова самого Льва Николаевича: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

2. Подготовка к восприятию темы

Слово учителя.
До сих пор в истории нет единого мнения, что же руководит историческим процессом: великие личности, народ, случайности, высший разум. Решение этой проблемы не имеет однозначного ответа. Каждый теоретик, писатель, поэт, историк доказывает свою точку зрения. Так и Толстой в своем романе-эпопее, опираясь на исторические события и факты, высказывает свое видение данной проблемы. Он рассуждает о роли личности в истории на примере двух полководцев: Кутузова и Наполеона. Давайте сравним историческую правду и видение автором этих двух героев.

3. Восприятие темы.

Первый доклад: «Жизнь М.И. Кутузова».

-Каким человеком вам представляется этот полководец?
(опытным, прошедшим огромное количество испытаний; полководцем, который сыграл огромную роль в Отечественной войне 1812 года, последователем великого А. Суворова)

Второй доклад: «Жизнь Наполеона I».

- Что примечательного вы можете отметить в этой личности?
(поднявшись из «низов», добился славы, почета, уважения в Европе; трудолюбив, целеустремлен, провел многие реформы).

А теперь давайте проследим, как раскрывает образы этих героев Л.Н. Толстой. Обратимся к таблице:

Кутузов
Наполеон
1. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова 1. Сатирические краски при описании портрета Наполеона.
2. Речь Кутузова. 2. Речь Наполеона.
3. Полное подчинение интересам России и народа 3. Законченное проявление культа личности, мания величия:

• скромность и простота;

• высокомерие, тщеславие, самовлюбленность;

• искренность и правдивость;

• лицемерие, фальшь, позерство;

• близость к простым людям, знание и понимание их чувств;

• равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;

• проявление мудрости и таланта полководца;

• война - игра, люди - пешки, которых лишь надо правильно
расставить и двигать;

• гуманное отношение к побежденным

• жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

4. Полководец народной войны,. воплощение народной мудрости и
патриотического чувства.
4. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью».

Класс был поделен на две группы, в домашнем задании были розданы вопросы по каждому образу (каждой микрогруппе). Работая по таблице, учащиеся приводят примеры из текста (описание Кутузова и Наполеона, речь героев произведения, цитирование), а так же для иллюстрации тезисов таблицы идет пересказ наиболее важных эпизодов.
Развитие образов можно проследить по ОСК.

Воспроизведение ОСК «Кутузов» на экране.

Пояснение: В 1805 году Кутузов как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно сдерживается, так как полководец не видит целесообразности в участии русской армии в войне 1805 - 1807 г.г. В 1812 году: Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Именно в это время происходит максимальное растяжение «пружины» полководческого дара. А с изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу (с началом европейской кампании 1813 года) «пружина» ослабевает, так как, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше нечего... И Кутузов умер.

Демонстрация ОСК «Наполеон»

Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. Наполеон в судьбе народов играет ту же роль, что Курагины - в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае «нельзя было знать что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Но Анатоль Курагин - дурак. Самое же страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый, т.е. Наполеон. Он, провозгласивший высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала понравился своему народу с идеалами добра и правды начнет триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почета по Европе. Но, в конце концов, захочет абсолютной власти и погубит свою армию, в катастрофу ввергнет свой народ, заведет в тупик. Такое крутое падение ему придется пережить. А причиной всему, вглядитесь в конспект, - огромное «Я» во всех начинаниях.

Идет показ кинофрагмента

Обращение к эпиграфу: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

4. Итоги.

Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы произведения Л.Н. Толстого. Автором утверждается величие полководца народной войны, человека естественного, искреннего, правдивого и близкого к народу, и развенчивается образ Наполеона, человека, командующего армией грабителей, мародеров и убийц, а также страдающего манией величия. ( Вывод записывается в тетради)
- Какова роль личности в истории, по мнению Л.Н. Толстого?
(Толстой отрицает роль личности в истории, и поэтому он принижает образ Наполеона, тем самым, подчеркивая, что история зависит не от личности, а от случайности)
-Кто, по мнению Л.Н. Толстого, решающая сила в истории?
(народ - решающая сила в истории, и поэтому образ Кутузова выписан с почтением и любовью, так как он выражает народную мудрость, близок к народу, верит в его силу)
И поэтому, главной в романе-эпопее является «мысль народная», о которой мы с вами погорим на следующем уроке.

5. Домашнее задание.

1) пересмотреть том 4: эпизоды партизанской войны, бегства французов из России;
2) рассмотреть образы Тихона Щербатова, Платона Каратаева и других героев романа;
3) каждому учащемуся составить шесть вопросов для викторины на проверку знания текста.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz