[На главную]
Тема: Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы
романа-эпопеи «Война и мир»
учитель высшей категории Бурыкина Ольга Алексеевна
Цели:
1) на примере сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона
раскрыть точку зрения Л.Н. Толстого на роль личности в истории;
подготовить учащихся к сочинению, дать целостное представление о героях
романа-эпопеи;
2) развивать умение систематизировать изученный материал, давать
сравнительную характеристику образов, опираясь на портрет, речь,
отношение к происходящему данных персонажей;
3)воспитывать самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку
зрения.
Оборудование: портреты
Кутузова и Наполеона, мультимедийный проектор для демонстрации слайдов
(презентации), таблицы ОСК (опорные схемы-конспекты), фрагмент из
кинофильма С. Бондарчука.
План урока
1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию темы
• слово учителя.
3. Восприятие темы;
• доклады о жизни Кутузова и Наполеона;
• работа с таблицей;
• ОСК;
• просмотр кинофрагмента;
4. Итоги.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент (сообщение
темы, целей урока, записи в тетрадях)
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение
романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Нас будут интересовать два
полководца: Кутузов и Наполеон. Тема урока: «Кутузов и Наполеон -
нравственные полюсы романа-эпопеи «Война и мир». Сегодня мы обобщим
изученный материал, дадим сравнительную характеристику Кутузову и
Наполеону, выясним взгляд Л.Н. Толстого на роль личности в истории.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут служить слова самого Льва
Николаевича: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
2.
Подготовка к восприятию темы
Слово учителя.
До
сих пор в истории нет единого мнения, что же руководит историческим
процессом: великие личности, народ, случайности, высший разум. Решение
этой проблемы не имеет однозначного ответа. Каждый теоретик, писатель,
поэт, историк доказывает свою точку зрения. Так и Толстой в своем
романе-эпопее, опираясь на исторические события и факты, высказывает
свое видение данной проблемы. Он рассуждает о роли личности в истории
на примере двух полководцев: Кутузова и Наполеона. Давайте сравним
историческую правду и видение автором этих двух героев.
3.
Восприятие темы.
Первый доклад: «Жизнь М.И. Кутузова».
-Каким человеком вам представляется
этот полководец?
(опытным, прошедшим огромное количество испытаний; полководцем, который
сыграл огромную роль в Отечественной войне 1812 года, последователем
великого А. Суворова)
Второй доклад: «Жизнь Наполеона I».
- Что примечательного вы можете
отметить в этой личности?
(поднявшись из «низов», добился славы, почета, уважения в Европе;
трудолюбив, целеустремлен, провел многие реформы).
А теперь давайте проследим, как раскрывает образы
этих героев Л.Н. Толстой. Обратимся к таблице:
Кутузов
|
Наполеон
|
1. «Простота, доброта и правда» во внешнем
облике Кутузова |
1. Сатирические краски при описании
портрета Наполеона. |
2. Речь Кутузова. |
2. Речь Наполеона. |
3. Полное подчинение интересам России и
народа |
3. Законченное проявление культа личности,
мания величия: |
• скромность и простота;
|
• высокомерие, тщеславие, самовлюбленность;
|
• искренность и правдивость;
|
• лицемерие, фальшь, позерство;
|
• близость к простым людям, знание и понимание их чувств;
|
• равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;
|
• проявление мудрости и таланта полководца;
|
• война - игра, люди - пешки, которых лишь надо правильно
расставить и двигать;
|
• гуманное отношение к побежденным
|
• жестокость и вероломство Наполеона и его армии.
|
4. Полководец народной войны,. воплощение
народной мудрости и
патриотического чувства. |
4. Командующий армией грабителей,
мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с
помраченной совестью». |
Класс был поделен на две группы, в домашнем
задании были розданы вопросы по каждому образу (каждой микрогруппе).
Работая по таблице, учащиеся приводят примеры из текста (описание
Кутузова и Наполеона, речь героев произведения, цитирование), а так же
для иллюстрации тезисов таблицы идет пересказ наиболее важных эпизодов.
Развитие образов можно проследить по ОСК.
Воспроизведение ОСК «Кутузов» на экране.
|
|
Пояснение: В 1805 году Кутузов как могучая
пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока
постоянно сдерживается, так как полководец не видит целесообразности в
участии русской армии в войне 1805 - 1807 г.г. В 1812 году: Отечество в
опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова.
Именно в это время происходит максимальное растяжение «пружины»
полководческого дара. А с изгнанием врагов с территории России и
вступлением русских войск в Европу (с началом европейской кампании 1813
года) «пружина» ослабевает, так как, Россия освобождена и поставлена на
высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать
больше нечего... И Кутузов умер.
Демонстрация ОСК «Наполеон»
Наполеоновская тема в романе соединена с
курагинской. Наполеон в судьбе народов играет ту же роль, что Курагины
- в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае «нельзя
было знать что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Но
Анатоль Курагин - дурак. Самое же страшное, когда с таким же сердцем
окажется человек умный и хитрый, т.е. Наполеон. Он, провозгласивший
высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала
понравился своему народу с идеалами добра и правды начнет триумфальное
шествие по территории других государств, как бы совершая круг почета по
Европе. Но, в конце концов, захочет абсолютной власти и погубит свою
армию, в катастрофу ввергнет свой народ, заведет в тупик. Такое крутое
падение ему придется пережить. А причиной всему, вглядитесь в конспект,
- огромное «Я» во всех начинаниях.
Идет показ кинофрагмента
Обращение к эпиграфу: «Нет величия там, где нет
простоты, добра и правды».
4. Итоги.
Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы
произведения Л.Н. Толстого. Автором утверждается величие полководца
народной войны, человека естественного, искреннего, правдивого и
близкого к народу, и развенчивается образ Наполеона, человека,
командующего армией грабителей, мародеров и убийц, а также страдающего
манией величия. ( Вывод записывается в тетради)
- Какова роль личности в истории, по мнению Л.Н. Толстого?
(Толстой отрицает роль личности в истории, и поэтому он принижает образ
Наполеона, тем самым, подчеркивая, что история зависит не от личности,
а от случайности)
-Кто, по мнению Л.Н. Толстого, решающая сила в истории?
(народ - решающая сила в истории, и поэтому образ Кутузова выписан с
почтением и любовью, так как он выражает народную мудрость, близок к
народу, верит в его силу)
И поэтому, главной в романе-эпопее является «мысль народная», о которой
мы с вами погорим на следующем уроке.
5.
Домашнее задание.
1) пересмотреть том 4: эпизоды партизанской
войны, бегства французов из России;
2) рассмотреть образы Тихона Щербатова, Платона Каратаева и других
героев романа;
3) каждому учащемуся составить шесть вопросов для викторины на проверку
знания текста.
[Вверх]
Сайт управляется системой
uCoz