[На главную]

Тема: «Звери. Признаки зверей»
учитель высшей категории Уваренкова Наталья.Вячеславовна

Цели: познакомить с ещё одной группой животных - звери; выявить их отличие от других животных и признаки; повторить о насекомых, рыбах, птицах; развивать кругозор, устную монологическую речь, память; воспитывать интерес к предмету и природе;

Оборудование: картинки с животными, герои: «Печкин»,
«Черепаха и Муравьишка», «Айболит»; энциклопедия о животных;

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Оргмомент
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Проверка домашнего задания
(класс разбился на три группы)
а) - Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам? Он принёс письма.
Командиры возьмите их и откройте.
— Узнайте от кого они? Докажите.
(Дети подходят к Печкину и берут конверт).
— Посмотрите, на доске перемешались части насекомых, птиц и рыб. Соберите свою картинку.
— Пока ребята собирают, вы выберите себе друзей. (по три у каждой группы)
— Назовите части тела насекомых, птиц и рыб. Какой главный признак? (проверяется сигнальными карточками)
б) - Почтальон Печкин принёс чёрный ящик. Кто в нём?
Угадайте и опишите.
(описание по картинкам шмеля, сома, петуха). Один ученик стоит у доски и описывает выбранную картинку, а ребята угадывают.
в) - Муравьишка - Вопросин задаёт вам по очереди вопросы, (на доске перевёрнуты по три картинки, нужно найти лишнюю).

Насекомые

1. Почему божью коровку зовут божьей коровкой?
2. Все ли комары пьют кровь?
3. Почему муха способна ходить вверх ногами?

Рыбы

1. Где обитают рыбы?
2. У какой рыбы нет чешуи? (сом)
3. Как защищается от врагов камбала?

Птицы

1. Все ли птицы умеют летать?
2. Почему гусь из воды выходит сухой?
3. Кого называют морской птицей?

— А теперь, посмотрите и вместе решите, кто лишний?
(паук, пингвин, летучая мышь)

III. Физминутка

IV. Изучение новой темы

— Посмотрите, Печкин принёс телеграмму.
«- Спасите! Помогите! Мы заболели!»
— Как вы думаете, кто им сможет помочь?
— Кто же прислал телеграммы? Отгадайте загадки.

1. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ... (жираф)

2. Посреди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади - метла, (корова)

3. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается, Но с водой не знается, (кошка)

(появляются картинки этих животных)
— Кто же прислал эти телеграммы?
— О ком мы сегодня узнаем?
— Кто такие звери? (рассказ Мудрой черепахи).
Животные, которые выкармливают своих детёнышей
молоком, называются млекопитающими или звери.
Зверей можно встретить повсюду: в море (морж, дельфин, кит), в воздухе (летучая мышь, белка-летяга), на земле (волк, заяц, лиса) и под землёй (крот, слепыш). Звери могут быть крупными (слон, кит) и очень мелкими (землеройка, мышь - малютка), покрытыми шерстью (медведь, лиса, волк), щетиной (кабан), иглами (ёж, дикобраз), иметь рога
(лось, олень, корова), копыта (лошадь, коза, корова). Они все разные, но части тела одинаковые.

— А из чего состоит тело зверей? (с каждой группы выходит ученик и показывает, а один ученик с места называет)
— А что ещё является общим для всех этих зверей?

V. Работа с учебником

а) - Откройте книгу и посмотрите на Черепаху внизу страницы.
Костюм какой группы животных она надела? Почему?
Прочитайте, какой вывод сделала Черепаха?
— На какие две группы можно разделить всех зверей?
— Назовите домашних зверей. Назовите диких зверей.
б) - Наконец доктор Айболит со своими друзьями -
помощниками добрались до леса.
-- Кого же он будет лечить? Помогите. О ком из них говорится в загадке?

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко, (лось)
(вывешиваю картинку с изображением лося).
— А помощник Айболита нам расскажет о нём.

Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным рогам, которых у самок нет. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами, а также щиплют травку, едят папоротники, грибы. Лоси проводят много времени у воды. Они отличные пловцы.
— А о ком говорится в следующей загадке?

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
(вывешивается картинка и рассказ о нём)
Медведи - отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, корнями, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу, очень любят мёд. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно двигаться по глубокому снегу.

— А кто зимой белый, летом - серый? (заяц) — А почему у зайчика две шубки?
— Угадайте, о ком говорится в этой загадке?

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом, (белка)
(вывешиваются две картинки и рассказ ученика)
Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, жёлуди; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут во мху или дуплах. -- Какое время года изображено на рисунке? Почему?
— Как раскрасите шубку белки и зайца?
в) Самостоятельная работа.
Вывод: Кто такие звери?

VI. Подведение итогов

— На следующем уроке мы узнаем, что такое зоопарк.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz