[На главную]

Тема: "Вычитание смешанных чисел"
учитель высшей категории Винокурова Надежда Александровна

Цель: 1) ввести алгоритм вычитания смешанных чисел;
2) сформировать умения вычитать смешанные числа в ситуациях, когда из целого числа нужно вычесть дробь, из целого числа вычесть смешанное число, из смешанного числа вычесть смешанное число: а) когда дробная часть уменьшаемого больше дробной части вычитаемого; б) когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Повторение

- На предыдущих уроках мы научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, складывать смешанные числа. Сегодня мы продолжаем изучать тему "Смешанные числа".
Вопрос 1. Давайте вспомним, что мы знаем о смешанных числах?
Ответ. Числа, содержащие целую и дробную части называют смешанными.
Вопрос 2. Что умеем делать?
Ответ. Умеем выделять из неправильной дроби целую часть и представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Вопрос 3. Как из неправильной дроби выделить целую часть?
Ответ. Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть надо: 1) разделить с остатком числитель на знаменатель; 2) неполное частное будет целой частью; 3) остаток (если он есть) дает числитель, а делитель - знаменатель дробной части.
Вопрос 4. Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Ответ. Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби надо: 1) умножить его целую часть на знаменатель дробной части; 2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части; 3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.

1) Решить устно (с объяснением решения).
2) Переведите единицу целой части в дробную часть.
3) Назовите числа так, чтобы их дробная часть была правильной дробью.
4) Заменить данные числа натуральными числами
5) Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби.
6) Выполните действия. (ученики по очереди комментируют решение, я записываю на доске).

Повторить алгоритм сложения смешанных чисел.
Задание. Сформулируйте шаговые задания к примеру 4.
Ответ. 1) привести дробные части чисел к наименьшему общему знаменателю; 2) отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно - дробных.
Подвести итог сложения смешанных чисел.

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы научимся вычитать смешанные числа (объявляю тему урока). Открываем тетради, подписываем число и тему урока. Давайте попробуем применить старые умения к новой теме.
Задание. Составьте примеры на вычитание смешанных чисел (все разные случаи составленных учащимися примеров вынести на доску). Например:

Какие из выписанных примеров вы могли бы решить?

Кто объяснит решение?

- Ребята, давайте попробуем применить алгоритм, аналогичный алгоритму сложения смешанных чисел к вычитанию и решим оставшиеся примеры.
Введение алгоритма вычитания смешанных чисел на примере 1. Учащиеся формулируют шаговые задания.

1) Привести дробные части чисел к наименьшему общему знаменателю.

Как быть в нашем примере?

2) Отдельно выполнить вычитание целых частей и отдельно - дробных.

Как мы поступали, когда вычитали:
21 - 9; 3,5 - 1,7?

Занимали единицу и переводили ее в следующий разряд (дробную часть).
3) Если дробная часть вычитаемого больше дробной части уменьшаемого, то дробную часть уменьшаемого превращают в неправильную дробь, уменьшив на 1 целую часть.



4) Если дробная часть - сократимая дробь, то нужно сократить ее.

5) Записать ответ.

Итог. Четко сформулировать алгоритм вычитания смешанных чисел.

IV. Усвоение алгоритма

Разобрать пример 5 и 6.

Как из целого числа вычесть смешанное?



Ответ. 1)Занимаем единицу и переводим ее в дробную часть.
2) Выполняем вычитание отдельно целых и отдельно дробных частей.

Пример 6 решаем аналогично, комментируя каждый шаг алгоритма.

Можно сделать запись короче.

Итоги. Четко сформулировать алгоритм вычитания смешанных чисел.

V. Закрепление умений

№ 364 (1 строка), № 367 (а, б)

№ 364 (у доски с комментарием)


№ 367 (а, б)

 

1. Что неизвестно?
Ответ. Неизвестно 1-е слагаемое.
2. Как его найти?
Ответ. Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

 

 

 

 
5 = 5
 

 
   

 

 

 

 
 
30 = 30
 
 

VI. Домашнее задание: стр. 57, п. 12, выучить алгоритм
№ 401 (1 строка), № 402 (в), № 405 (по желанию)

VII. Итог урока.
1) Чему мы научились сегодня на уроке?
- Вычитанию смешанных чисел.
2) Кто сможет выполнить домашнее задание без посторонней помощи?
3) Кто не справится с домашним заданием? Кому нужна помощь?
4) Как же вычесть смешанные числа?
Выставить оценки, прокомментировать.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz