[На главную]

Тема: «Системы счисления»
учитель высшей категории Хайманова Татьяна Яковлевна


Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала.

Цели урока:

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, творческого подхода к решению задачи, самоконтроля.
Обучающая: закрепить умение переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер.

Раздаточный материал: программа «Информатика. Вопрос – Ответ» (архив 10 Кбайт), компьютерная презентация «СС. Задания» (архив 17 Кбайт).

План урока:

1. Орг. момент. ТБ. (3 мин)
2. Повторение. (7 мин)
3. Практическая часть. (20 мин)
4. Проверка решений и исправление ошибок. (5 мин)
5. Домашнее задание (3 мин)
6. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Напоминание некоторых пунктов правил по технике безопасности.
II. Повторение.

Вспомните, с какой темой мы работали на прошлом уроке. Давайте повторим некоторые вопросы темы «Системы счисления». Через проектор работаем с программой «Информатика. Вопрос – Ответ». Рассматриваются вопросы 20-22.

Вопросы:
20) Привести пример непозиционной системы счисления (например, римская система счисления).
21) Назовите алфавит (цифры) восьмеричной системы счисления (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
22) Назовите алфавит (цифры) шестнадцатеричной системы счисления (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F).

Для устной работы запускается с компьютера учителя презентация «СС. Решения» (архив . 43 Кбайта). Решаются задания 4-7 и 21, 22. После получения ответа к заданию в некоторых случаях (при ошибках обязательно) показывается решение этого задания. При этом повторяются алгоритмы перевода десятичных чисел в другую систе-му счисления и обратно.

Задания (устно) Переведите числа в десятичную систему счисления:

Алгоритм перевода десятичных чисел в другие системы счисления повторяется на примере решения заданий № 27, 39, 44.
Например, решение задания № 44 выглядит так:

Учащимся напоминается, что дополнительные задания они могут взять на по-следних слайдах презентации (задания 49-70), где имеется и образец решения.

III. Практическая часть.

Учащиеся на своих рабочих местах запускают презентацию «СС. Задания». В отличие от презентации «СС. Решения» в ней нет ответов.
Для самостоятельного решения с последующей проверкой предлагается выпол-нить задания в следующей последовательности:

а. № 8, 16, 17, 30, 42, 43 – минимум, обязательный для всех
б. дополнительно
№ 11, 23, 24, 31, 45, 46 – для тех, кто не уверен в правильности своих решений,
или
№ 49-70 (по выбору учащихся) – тем, кто с легкостью справляется с заданиями первой части и есть интерес самостоятельно опробовать алгоритм решения указанных заданий.
Ответы к заданиям:

IV. Проверка решений и исправление ошибок.

Проверка проводится только после выполнения первой части задания всеми учащимися. Затем проверяются решенные задания из второй и третьей части. Ответы и решения демонстрируются через проектор с помощью презентации «СС. Решения».

Затем учащимся показывается перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью инженерного калькулятора (1-3 примера по предложению учащихся). Сообщается, что калькулятор может переводить только целые числа из одной системы счисления в другую.

V. Домашнее задание.

Дома повторить решение заданий, выполненных в классе, предпочтительно тех, в которых были допущены ошибки. Можно самостоятельно взять какое-либо число и перевести его в двоичную, восьмеричную или шестнадцатеричную систему счисления и сделать проверку обратным переводом в десятичное число.

VI. Подведение итогов урока.
Выставляются оценки учащимся.

Итак, мы сегодня работали с системами счисления, которые в настоящее время наиболее распространены: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую и обратно. Увидели, как этот переход из одной системы счисления в другую можно выполнить с помощью инженерного калькулятора.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz