Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?
Курс
«Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре
2023 года во всех школах страны.
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено
первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год
курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести
промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и
школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле,
насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о
нем думают учителя и подростки. Напомним,
что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на
ознакомление школьников с разнообразными профессиональными
направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса –
опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты
педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики,
психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они
разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав
их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария
Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель,
МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской
области: – Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект,
который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные
знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём
выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса
Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила
Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса: –
Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои
таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение
занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно
помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества
требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои
собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом
введения этого профориентационного курса является наличие готовых
методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме
этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы
курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы
Республики Тыва: – Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа
по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое
планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На
сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой
инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он
содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты».
Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение
интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не
проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале,
что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш,
учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского
края: – С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях
российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть
масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные
интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее»
позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс
профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» –
содержателен и познавателен своими материалами.
Классный
руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна
Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался
эффективен не только для школьников: – С профессиональной точки зрения
курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень
полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми
знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить
замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не
только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова,
педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила
преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами: –
Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких
возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых
городах не так развито производство, недостаточно образовательных
организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об
организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8
класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс
профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших
детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о
структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе
профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной
работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
(Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких
занятий: – Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» –
мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да,
дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он
хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той
или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А
потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а
потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять,
какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как
они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена,
что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного
решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя,
почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он
действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но
будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили
ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую
очередь были отмечены его преимущества.
Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского
муниципального округа Тамбовской области: – На курсе «Россия – мои
горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время
профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых
профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя
понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в
будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как
он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим
Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного: –
Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно
полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках,
необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много
практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и
улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам
разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и
уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем
Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса: – В этом
проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На
профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и
фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и
даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в
роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом
(интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас
была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там
нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории
завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень
интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих
специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше
помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8
«А» школы № 67 г. Брянска: – Я окончила 8 класс и осознаю, что уже
через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои
интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных
сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном
из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей
стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий.
Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять
наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что
данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в
себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент
регионального железнодорожного техникума г. Брянска: – «Россия – мои
горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и
насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я
уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал
различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что
проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.
|