[На главную]

 Тема: Откуда берутся снег и лёд?
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна

Цели:
1) познакомит учащихся со свойствами снега и льда;
2) развивать логическое мышление, внимание, речь, творческие способности;
3) воспитывать организованность.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Оборудование: рисунок Снеговика, конверт с загадками, снежинки, карточки со словами: (снег, лед, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода), стаканы со снегом, стаканы со льдом, листы цветной бумаги, листы в клетку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

а). Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!

б) Характеристика погоды сегодняшнего дня.
Какой сегодня день?
Сравните его со вчерашним.

2. Новая тема.

1) Вступительная беседа.

- Снег на полях.
Лёд на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (...)

- К нам на урок пришел гость. Вы хотите узнать кто он?

- В голове - снег,
В животе - снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо человек? (Снеговик).

На доске появляется рисунок Снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками.
- Снеговик принес конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с загадками)
- Если вы отгадаете загадки, то сможете назвать тему нашего урока.

«Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит.» (Снег.)

«Прозрачен как стекло,
А не вставить в окно.» (Лёд.)

На доске появляются карточки:
снег лёд

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (...)
Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лёд. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

2) Практическая работа (учебник стр.48)

Работа проводится в парах по заданиям учебника. (Лед на хрупкость проверит учитель, разбив молотком.)

Изучим свойства льда и снега, (рисунки в учебнике)
1. В тепле снег и лёд ... Образуется ...
2. Снег белый. Лёд ...
3. Снег непрозрачный. Лёд ...
4. Снег рыхлый. Лёд ...
Слова-помощники: тают, вода, бесцветный, прозрачный, хрупкий.

- Вывод нам поможет сделать рабочая тетрадь, (стр.20 зад.1)
В каком столбике описаны свойства снега, а в каком - льда?
Укажите стрелками.

бесцветный

белый
прозрачный
лёд
непрозрачный
хрупкий
снег
рыхлый

 



Дети выполняют работу в парах по рисункам-заданиям. При проверке работы на доске:

снег
лёд
белый
бесцветный
непрозрачный
прозрачный
рыхлый
хрупкий

 

 


1) Назвать свойства снега, льда. Сравнить.
2) Снеговик благодарит вас за работу и дарит вам снежинки.

3). Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
- Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд? (...)
- Снег и лёд имеют различные свойства, но что в них общего? (При таянии превращаются в воду).
- Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замерзнет, что образуется? (Лёд)
- Где вы видели лёд? (...) О правилах поведения на льду и скользкой дороге.
- Можно ли дома увидеть лёд? (...)
- Как в домашних условиях превратить воду в лёд? (...)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 49, внизу.
- А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба.)
- Снежинки образуются высоко над землей в облаках. Когда их скапливается большое количество в облаке, они не могут удержаться
высоко в небе и падают на землю. Прочитайте вывод в учебнике на странице 49.
- Почему зимой всё снег да снег, а дождика не бывает?

Физкульт. минутка.

3. Закрепление материала.

- Работа в тетради.
Снеговик просит помочь ему дорисовать снежинки. Но сначала рассмотрите те снежинки, которые он вам подарил. Сколько лучей имеет каждая, (б).
А теперь дорисуйте снежинки:
1 ряд - первую снежинку;
2 ряд - вторую снежинку;
3 ряд - третью снежинку;
Работа по учебнику на странице 49.
- Посмотрите, какие снежинки нарисовал художник. Как он представил снежинку? (Для художника снежинка - это девушка, красивая и веселая.) Дома вы попробуете нарисовать свою девочку-
снежинку и придумайте загадку о снежинке или сказку.
- Что-то Снеговик у нас засиделся слишком долго. Перед уходом он предлагает провести конкурс "Отгадай-ка".

Отгадать загадки и объяснить смысл:
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек - тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло.
(Снежинки)

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет.
(Снег)

На всех садятся,
Никого не боятся.
(Снежинки)

Рыбам зиму жить тепло;
Крыша - толстое стекло.
(Лёд)

По снегу покатите - я подрасту.
На костре согрейте - я пропаду.
(Снежный ком)

- Ребята, какую пользу приносит снег, лёд? А когда снег и лёд бывают вредны?

Победитель конкурса получает приз от Снеговика. Это его портрет.

4. Итог урока.

- Ребята, вам понравились задания Снеговика?
- О чем он нам рассказал?
- А сейчас я проверю, что же вы запомнили.

Графический диктант.
На доске:
/\ (да) \/ (нет) ... (не знаю)

У каждого на парте половинка листа в клетку.
- Снег при таянии превращается в воду, (да)
- Если вода замерзнет, она превращается в лед. (да)
- Снег бесцветный, (нет)
- Лед прозрачный, (да)
- У снежинки пять лучей, (нет)
- Снег рыхлый, (да)
- Лёд хрупкий, (да)
- Снег непрозрачный, (да)
- Все снежинки одинаковые, (нет)
- Снег белый, (да)

- А теперь посмотрите на доску и поднимите руку, у кого получился такой же узор.

- Молодцы! Если кто-то немножко ошибся, не унывайте. В следующий раз у вас обязательно все получится.
Урок окончен.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz