[На главную]

4 класс. Урок по окружающему миру "Лес и человек"
учитель высшей категории Матюшкина Галина Станиславовна

Архив презентации, 826 Кб (без видео-фрагмента о пожаре из-за большого размера)

Цели:
1) сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
2) познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
3) развивать познавательный интерес, память, мышление, речь;
4) воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения.

Ход урока

1.Орг. момент

- Эмоциональный настрой на урок.
- Загадка:
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им подарит сотни рук
И тысячи ладошек… (лес)

- Сегодня мы продолжим путешествие по лесной зоне.
- Что же надо для того, чтобы лес был всегда зелёным, весёлым и протягивал нам свои ладошки? (……. надо его беречь)
- А кто должен оберегать лес? (…….)
- Сегодня на уроке мы разберёмся какое значение имеет лес для человека и какую роль играет человек в жизни леса.
Слайд 1.

- Как вы думаете, нужно ли искать ответ на эти вопросы? А для чего?

2. Проверка домашнего задания

- Перед тем, как перейти к изучению нового материала, выясним, что вы знаете о лесной зоне.
Дайте подробное описание месторасположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
(1 ученик)
Карточки:
1. У доски:
соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают, исключи лишнее. (94,5 Кб)
2. На местах (5 человек)
- Фронтальная работа. Блиц-турнир «Я знаю лес»
Слайд 2. Каждая из 8-ми картинок появляется по щелчку мыши (после ответа учащегося на вопрос).

1. Какой лес называется тайгой?
2. Узнай дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
3. Какое дерево сбрасывает иголки на зиму?
4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
5. Какое дерево является символом России?
6.Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
7. Плодами какого дерева являются жёлуди?
8. У какого животного пять чёрных полос на спине?
(Проверка картинками после ответа на каждый вопрос)

- Молодцы! Много знаете о лесной зоне.

3. Новый материал

- Теперь предстоит решить первую задачу нашего урока.
Слайд 3.

- Нам необходимо выяснить, чем является лес для человека и природы.
Слайд 4.

Работа по учебнику стр.106-107. (Работа в парах).
Проверка.
- Расскажите о роли леса в природе и жизни человека.
Обобщение. Слайд 5.

- Какую роль играет лес для здоровья человека? (Чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы, лекарственные растения).

Физ. минутка.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

В этом нам предстоит разобраться и решить вторую задачу нашего урока.
Слайд.

Работа в группах по карточкам (карточки у каждого).
Прочитать текст, найти, о какой проблеме говорится, предложить пути её решения.
1 группа - о вырубке леса; (96 Кб)
2 группа – о неумеренной охоте и браконьерстве; (96,5 Кб)
3 группа – о пожаре. (95 Кб)

Проверка.
1 группа.
- О какой экологической проблеме шла речь в стихотворении?
- Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?
- Посмотрите на фото и скажите, где правильное поведение человека, а где нет и почему вы так считаете?

2 группа.
- О какой экологической проблеме шла речь в вашей карточке?
- Что бы вы предложили для решения этой проблемы?
- Дома вы ( по желанию) подготовите сообщение о заповедниках лесной зоны. В Брянской области тоже есть заповедник. Называется он «Брянский лес». Хотелось бы, чтобы кто-то из вас рассказал о нём на следующем уроке.

3 группа.
- О какой проблеме расскажет ваша группа? Слайд с видео-фрагментом.

Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства.
- Как надо себя вести в лесу, чтобы не случилось такой беды?
- Я вам предлагаю дома составить памятку «Как правильно разводить костёр»
- Послушайте рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». О какой экологической проблеме говорится в этом рассказе?
- Чьё поведение вы считаете правильным?
- Вот во что может превратиться лес.

Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу.
-Так какие же экологические проблемы леса возникают по вине человека?
Слайды.

4. Итог.

Возвращаемся к 1 слайду.

Прочитайте ещё раз задачи нашего урока. Как вы думаете, нужно ли их решать? Справились мы? - О чём должны помнить люди, приходя в лес?

5. Рефлексия

У вас на столах лежат разноцветные листочки, на которых написаны правила поведения в лесу. Выберите одно, которое считаете самым важным с вашей точки зрения и приклейте к дереву на доске. Красивое получилось дерево? Если все будут выполнять правила поведения в лесу, то и лес протянет нам сотни рук и тысячи ладошек.

6. Дом. задание

Слайд


[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz