Профориентационная работа
Профориентация в школе – это комплекс действий
для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам
профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на
формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется
непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во
внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Подготовка обучающихся к
самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной
частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в
связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим
воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный
процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из
важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества
в целом.
-
Министерство просвещения Российской
Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».
-
Минпросвещения России разработало единую
модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный
минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
-
Профминимум включает три уровня на выбор
образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в
учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи
ключевым направлениям:
-
профильные предпрофессиональные классы
(инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические,
предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке
труда;
-
урочная деятельность, которая включает 100 тыс.
часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия,
математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с
целью профессионального окрашивания уроков;
-
внеурочная деятельность, предусматривающая один
час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика,
уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные
часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу
профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые
игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные
пробы в онлайн-формате и др.);
-
воспитательная работа (экскурсии на производство,
лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни
открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе
колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы
профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному
мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
-
дополнительное образование (посещение занятий с
учетом склонностей и образовательных потребностей);
-
профобучение (обучение по программам подготовки
по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших
учебно-производственных комбинатов);
-
взаимодействие с родителями или законными
представителями (проведение не менее двух собраний с представителями
разных профессий).
-
Один из ключевых профориентационных
проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже
более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс.
учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные
профориентационные пробы.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в
процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального
самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей
ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации
учащихся:
-
Профессиональной просвещение;
-
Профессиональная диагностика;
-
Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в
детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с
приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия,
утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование
ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные
виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную,
исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент
и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим
подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по
интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические
игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу
профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные,
психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и
предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для
себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности,
приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей,
знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса
и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и
экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего
профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит
дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная
диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора
профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие
повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.).
Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё
большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора
профессии.
Школьным психологом, совместно с
учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам
выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей,
здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной
профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в
начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется
консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся
презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых
дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке
старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших
профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным
профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
-
Встречи с интересными людьми, представителями
профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
-
Экскурсии на предприятия.
-
Факультативные занятия, кружки по интересам,
углублённое изучение предметов.
-
Помощь в определении необходимости
дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
-
Анкетирование учащихся.
-
Комплексное профориентационное сопровождение на
протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование,
занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
-
Индивидуальные беседы и консультации для
родителей учеников.
-
Лекции для заинтересованных родителей об их
вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего
образования.
-
Проведение классных и общешкольных родительских
собраний.
-
Анкетирование родителей.
-
Создание инициативной группы родителей, готовых
помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных
людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей
профессии.
-
Привлечение родителей для помощи с временным
трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая
деятельность
-
Ведение профориентационной работы в школе,
создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной
ориентации школьников.
-
Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении
занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности
профориентационной работы в школе
Для
проведения качественной оценки профориентационной работы в школе
можно
выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.
К результативным критериям относятся:
Достаточность
информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте
на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим
характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации
ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её
получения.
Потребность
осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске
информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно
пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил
план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора
профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами
задачу выполненной.
Осознание
школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной
работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной
ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой
взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на
качество их дальнейшей жизни.
Осознание
школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных
специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и
моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего
карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам
для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие
плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии,
базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом
собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник
также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате
и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об
успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя
процессуальными критериями результативности школьной профориентационной
деятельности можно назвать:
Индивидуальный
характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны
учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность
профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность
самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных
направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой
специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и
помогать, не делая выбора за ребёнка.
Нормативно-правовая база, регламентирующая
профориентационную работу
в общеобразовательной организации
ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
|