[На главную]

Урок русского языка в 3 классе (система Занкова).

Тема: Множественное число имен существительных 1 склонения
учитель высшей категории Гальцова Татьяна Сергеевна

Цели: закреплять умения определять склонение и падеж существительных, употреблять существительные в нужном падеже, писать безударные окончания, готовить к написанию сочинения по картине Левитана «Март». Развивать речь, внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, классификации. Воспитывать внимание к художественному слову.

- Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книга и тетрадка?

Освоить родной язык – дело трудное. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Мы продолжаем изучать существительные 1 склонения.

1. Речевая разминка (у отдельных учеников индивидуальные карточки №1, 2, 3, 4)

Таблички с фразеологическими оборотами. Задание: прочитать быстро и запомнить, что прочитали.
- Смотреть чужими глазами.
- Из рук вон плохо.
- Прибирать к рукам.
- Ног под собой не чуя.
- Мастер на все руки.

Что вы прочитали? Определите фразеологизм по его значению:
- бежать очень быстро;
- не иметь своего мнения;
- все уметь делать;
- много разговаривать.

- Найдите существительные 1 склонения, что о них можете сказать?
- Какова же будет тема нашего урока? (запись) На что следует обратить особое внимание при изучении этой темы? (Правильно писать безударные окончания, отличать И.п. от В.п., Р.п. от В.п.)
- Выборочная проверка индивидуальных заданий – прочитать предложения, в которых есть имена существительные 1 склонения во множественном числе, определить падеж, выделить окончание.

Индивидуальные карточки:

№1. Светятся белые стволы (березы), а за ними темная зелень (сосны).

№2. Снег на (крыша) подтаял, на (дорога) потемнел, стал рыхлым.

№3. У красы – (березка)
платье серебрится,
у красы – (березка)
зелены косицы.
Со двора к (березка)
выскочили козы,
стали грызть (березка),
а березка в слезы.

№4. Зяблики прилетают к нам в (середина) апреля. Поселяются они в светлых (леса, рощи). Вот сидят они на безлистной (ветка) дерева и поют. Мы видели зяблика на (земля), на лесной (тропинка), у (лужица). Он пил, опасливо посматривая на нас. Но скоро улетел к другой (лужица).

2. Минутка чистописания

На карточках даны слова: березки, опушки, ветер, мимоза, горячая. (Выделенные буквы и соединения написаны каллиграфически неправильно.) Найдите каллиграфические ошибки. Даю образец с анализом на доске. Пишем строчку букв и соединений и данные слова.
- Что скажете об этих словах? В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков? (горячая) Найдите лишнее слово. (горячая) А теперь какое слово лишнее? (Ветер) А теперь? (мимоза)

3. Самостоятельная работа у доски - просклонять слова березки, опушки; слово березка записать в форме множественного числа И. и Р. падежах, разобрать их по составу.
А мы продолжим работу со словарными словами. На карточках даны слова, вставить пропущенные буквы.
- апрель – выписать букву, обозначающую глухой согласный звук;
- оттенок - …ударный гласный звук;
- жёлтый – … согласный, звонкий, непарный, мягкий звук;
- отчизна - … согласный звонкий парный звук;
- картина - … безударный гласный в корне;
- Добавьте букву, чтобы получилось слово, объясните ее написание, какое слово получили?
(Пейзаж – в переводе с французского – вид, местность, в изобразительном искусстве – жанр, изображение природы.)
- Каких художников – пейзажистов знаете? Кто из них написал весенние пейзажи?
- Запись в тетради: пейзаж
Левитан, Саврасов, Юон – художники – пейзажисты.
Все словарные слова разделите на 2 группы. Подумайте, слова какой группы можно еще раз разделить на 2 группы?

4. Проверка работ у доски (сигналы). Дополнительные вопросы:
- Что такое склонение?
- Форма какого падежа является начальной?
- Каким членом предложения является существительное в И.п.?
- Какие падежи называются косвенными?
- Зависит ли склонение существительных от рода?
- Как отличать И.п. от В.п., Р.п. от В.п.
- Какие же окончания имеют существительные 1 склонения во множественном числе?

5. Физминутка

6. Предлагаю вам несколько предложений с описанием пейзажа. Выписать из данных предложений то, которое относится к теме нашего урока. Скажите еще раз, какая тема нашего урока? (Кто не может найти нужное предложение, выписывают предложение, отмеченное *)

- *Снежные сугробы потеряли свою белизну и осели под солнечными лучами.
- Природа с радостной улыбкой встречает весну.
- Природа ликует после долгого зимнего сна.
- По сторонам дороги росли высокие белоствольные березки.
- На березовой ветке висит легкий крошечный домик.

Проверка. Разбор предложения по членам и частям речи. Дополнительно: составить схему.

7. Комментированное письмо
- На белом снегу синие тени от (осина и сосна).
- Грачи спешат соорудить на (береза) гнезда.
- В голубом небе тоненькие веточки (береза) переливаются разными цветами.
- В (проталина) булькает вода.

8. Игра «Угадай картину по фрагменту». (Левитан Март», Саврасов «Грачи прилетели»)
Из предложений (на карточке) назовите те, которые подходят для описания картины Левитана «Март».

9. Один ученик в сочинении по картине Левитана написал следующее:
- Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. В воздухе пахло сосной. Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение. Мне казалось, что я смотрел на картину чужими глазами.
Все ли вам здесь нравится? Есть ли речевые ошибки?

10. Итог урока. Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? В какой степени мы ее решили? Какая была вторая задача нашего урока? Какие предложения вы обязательно напишите в своих сочинениях?


[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz