[На главную]

Внеклассное чтение. 10 класс
учитель высшей категории Яшкова Юлия Михайловна, 2007-2008 уч. год

Царь философов запада и востока

  Тесна мне бытия печальная темница,-
О, если б дверь найти, что к вечности ведет…
 
Омар Хайям
 

 Цели:
1) познакомить учащихся с поэтом, ученым, философом О.Хайямом, его поэтическим творчеством;
2) познакомить с древней формой персидской поэзии-рубаи;
3) развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус;
4) развивать устную и письменную речь учащихся, пробудить у них интерес к созданию своих форм рубаи.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию поэзии. Создание эмоциональной атмосферы
Погашен свет. На экране демонстрируются слайды-иллюстрации "Рубаи" О. Хайяма художника Е. Ененко. Звучит Enigma. На фоне музыки к каждому слайду учитель читает рубаи.


х х

х х

х х

1. Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира - перстень драгоценный,
А мы в том перстне - вправленный алмаз.

2. Здесь владыки блистали в парче и шелку,
К ним гонцы подлетали на полном скаку.
Где все это? В зубчатых развалинах башни
Сиротливо кукует кукушка: " Ку-ку…"

Где Бахрам отдыхал, осушая бокал,
Там теперь обитают лиса и шакал.
Видел ты, как охотник, расставив капканы,
Сам, бедняга, в глубокую яму попал?

3. Жизнь - пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, как ты смешон!
Ты для каждого шага находишь причину -
Между тем он давно в небесах предрешен.

Под этим небом жизнь - терзаний череда.
О, нерожденные! Когда б о наших муках
Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда.
Этот мир - эти горы, долины, моря -
Как волшебный фонарь. Словно лампа - заря,
Жизнь твоя - на стекле нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.

И сияние рая, и ада огни,-
Мне мерещились на небе в давние дни.
Но Учитель сказал: " Ты в себя загляни -
Ад и рай, не всегда ли с тобою они?"

Я страдать обречен до конца своих дней,
Ты же день ото дня веселишься сильней.
Берегись! На судьбу полагаться не вздумай:
Много хитрых уловок в запасе у ней.

Знай в любовном жару - ледяным надо быть.
На сановном пиру - не хмельным надо быть.
Чтобы уши, глаза и язык были целы, -
Тугоухим, незрячим, немым надо быть.

Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами,
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!

4.Этот ценный рубин из особого здесь рудника,
Этот жемчуг единственный светит особой печатью,
И загадка любви непонятной полна благодатью,
И она для разгадки особого ждет языка.

Каждый розовый, взоры ласкающий куст
Рос из праха красавиц, из розовых уст
Каждый стебель, который мы топчем ногами,
Рос из сердца, вчера еще полного чувств.

Словно ветер в степи, словно в речке вода,
День прошел - и назад не придет никогда.
Будем жить, о. подруга моя, настоящим!
Сожалеть о минувшем - не стоит труда.

III. Работа по теме.
Учитель. Вы удивлены? Необычная поэзия, музыка? Сразу возникает вопрос: что это? Кто автор всего этого необычного звучания?
Это персидский философ Омар Хайям. Сегодня на уроке он предстанет перед вами как ученый, философ, поэт. Мы погрузимся в мир чарующей персидской поэзии - рубаи.
(На экране: тема, эпиграф)

Попробуем " найти ту дверь, что к вечности ведет".
А поможет нам в этом наш докладчик. Который расскажет о том, кто он - Омар Хайям.
ЗАДАНИЕ: по ходу сообщения составить хронологическую таблицу.
ДОКЛАД ученика "ЖИЗНЬ ОМАРА ХАЙЯМА"

Давайте посмотрим фрагменты фильма и ощутим волшебство Персии, чтобы лучше представить себе ее культуру, события тех лет, узнаем, что же вдохновляло поэта на создание рубай.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА и фото под персидскую музыку.

??? Каково ваше впечатление от просмотренного фильма?
Так что же вдохновляло поэта, являлось музой?

IV. Знакомство с новым жанром.
Теперь самое интересное - рубаи.
Но вначале давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что это такое.
(НА экране) РУБАИ - философские сентенции.

СЕНТЕНЦИЯ - (лат мнение, суждение) - 1) изречение морального характера, нравоучение; 2) юридический приговор.

Рубаи называли самой летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.
В фольклоре четверостишие - это, как правило, любовный куплет, исполняемый от лица юноши или девушки. К примеру, одно из четверостиший, записанных в Ширазе:

Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И сердце собственное выну, пошлю тебе.

Встречаются также " профессиональные" четверостишия, слагаемые и передаваемые погонщиками караванов, длительное время странствующими вдали от дома. Эти стихи называются " чужбинными" и, естественно, имеют свой устойчивый круг лирических тем, главным образом " разлучных". Часто их исполняли под музыку как песни. В городском фольклоре четве-ростишия нередко использовали в шутливых перебранках и фривольных ремесленных "припевках".
Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философ-ской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи - спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный ученый, вечно сомневающийся и бунтующий, вел всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ране темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии.
Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырех строк для разговора с Богом о месте человека во Вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

V. Чтение и анализ рубай.

(текст на экране)

Изначальней всего остального - любовь.
В песне юности первое слово - любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!

"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай - это две половинки души.

Что Бог нам однажды отмерит, друзья.
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ
- Каждое такое стихотворение - маленькая волшебная картинка. С чем бы вы могли её сравнить?
- Ребята, какой это род литературы: эпос, лирика или драма? (лирика, это стихи, потому что выражают состояние человека, его чувства).
- Что в них необычного? (ритмика и содержание)

Давайте сопоставим необычные стихи, которые мы услышали, со стихотворением В.А. Жуковского.

Приход весны.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

***
Для того, что за внешностью видит нутро,
Зло с добром - словно золото и серебро.
Ибо то и другое - даются на время,
Ибо кончатся скоро и зло и добро.

- Что же необычного в стихотворении персидского поэта О. Хайяма? Чем отличаются эти стихи от привычных нам, например, от стихотворения В. А. Жуковского?
Свои размышления оформите в виде таблицы.

В. А. Жуковский, стихи
О. Хайям, рубаи
Есть понятие строфы, в данном стихотворении шесть строк (в основном 4 строки); легко определить стихотворный размер - хорей; довольно легко выделяем тему и идею стихотворения (приход весны) Четыре полустишия, рифмующиеся по типу ааба (предыдущие рифмовались по типу аааа); лаконичны, афористичны; смысл как бы зашифрован, за строками рубаи скрывается какой -то дополнительный смысл.

-Давайте попробуем проанализировать рубаи:

Океан, состоящий из капель, велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход не имеет значенья
Просто муха в окно залетела на миг…

- Какова тема стихотворения?
- Основной прием изображения?
- С кем или с чем сравнивается человек, его приход в этот мир? Почему?

VI. Проба пера.
У О. Хайяма было много подражателей среди его современников и потомков. Известные поэты XVIII в и XX в пытались облечь свои мысли в форму рубаи. И даже люди XXI в не остались равнодушными к персидской поэзии. Я хочу познакомить вас с ними.


Что пожелать мне ей, о, Бог, скажи!
Чем угодить мне ей, о, Бог, скажи!
О том, что нет нигде достойного подарка,
Как объяснить мне ей, о, Бог, скажи!
(В. Довбенко)

Завистник - друг, как разобраться в этом,
Когда ты людям веришь как себе?!
Как мне найти на все ответы?
О, Бог, скажи скорее мне!
(Ю. Яшкова)
- Я думаю, что каждый из вас может попробовать себя в этом жанре. Выбирайте любую тему: природа, дружба, любовь, человек и его назначение - и творите! Во время работы звучит музыка.

VII. Чтение и анализ творческих работ.

VIII. Итог урока.

Рубаи О. Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения еще не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остается его личность.
Этот урок - только "глазок" в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть "двери" во Вселенную, имя которой - Омар Хайям.

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz