[На главную]

Урок литературы в 7 классе по УМК "Вокруг тебя - мир"
учитель высшей категории Бурыкина Ольга Алексеевна, 2007-2008 уч. год

"Жизнь ради други своя".
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева
"Памяти Ю. П. Вревской"

Цели:
" привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманнее отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;
" ввести понятия "милосердие", "сёстры милосердия", "медицинский персонал";
" развивать умение анализировать стихотворение в прозе, выделяя композиционно-организующие элементы;
" воспитывать чувства сострадания к ближним, уважения к поступкам других людей.

Оборудование:

УМК "Вокруг тебя - мир", стихотворение в прозе "Памяти Ю.П. Вревской", презентация, портреты И.С. Тургенева, Ю.П. Вревской, сестер милосердия Крымской войны, Флоренс Найтингейл, цитаты и высказывания, стенд "Биография Ю.П. Вревской", стенд "Международный комитет Красного Креста", "Адажио" И.С. Баха.

План урока
1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию
" слово учителя;
" высказывание И.С. Тургенева:
3. Восприятие темы урока
" выразительное чтение стихотворение в прозе;
" анализ стихотворения в прозе;
" работа с понятиями "милосердие", "сёстры милосердия", "медицинский персонал";
" из истории Красного Креста;
4. Итоги урока;
5. Домашнее задание.

Ход урока
1. Организационный момент: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью, для которой милосердие - главный принцип жизни.

2. Подготовка к восприятию

  Слово учителя:
В нашей жизни всё меняется: время, правители, даже природа не постоянна. Одно остается неизменным одно сострадание, милосердие. Желание помочь ближнему, попавшему в беду, во все времена вызывало только глубокое уважение. Литература позволяет нам не только узнать о подвигах, но и сопереживать героям, учиться мужеству и стойкости.
Мне хочется прочитать обращение И.С. Тургенева к нам, его читателям: (слайд №2) "Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалиться из рук. Но читай их вразброь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу".
Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение "Памяти Ю.П. Вревской" позволяет почувствовать переживания автора.

3. Восприятие темы урока

Внимательно послушайте стихотворение в прозе "Памяти Ю.П. Вревской". Какие чувства, мысли посетят вас?

" выразительное чтение стихотворение в прозе
(читает ученица 9в класса Литенко Мария, воспитанница кружка "Выразительное чтение", под музыку И.С. Баха "Адажио").
" анализ стихотворения в прозе;
- Каковы ваши впечатления от услышанного?
- Что вы знаете о жизни Ю.П. Вревской?
(Домашнее задание: "Биография Ю.П. Вревской", материалы стенда).
- Что вы узнали о ней из текста И.С. Тургенева? ("Она была молода, красива…", "Жизнь ей улыбалась…", "…с лишком две недели умирала она от тифа….", "…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо" и т.д.
- Почему в произведении И. С. Тургенева нет подробного описания жизни Юлии Петровны?
- Есть ли сюжет в произведении?
- Если нет сюжета, то, что объединяет части текста? (Единое настроение, которое пронизывает текст, создается благодаря тому, что в центре произведения - воспоминания и чувства лирического героя.)
- Где в тексте проявляется "я" лирического героя? (Учитель предлагает перечитать заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: "Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!") Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. "Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо". Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует "я" лирического героя. Негодование - "Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее". Ирония - "Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…". Восхищение - "и такая сила, такая жажды жертвы!" Умиление - "Нежное кроткое сердце…" Сожаление - "Всякое другое счастье прошло мимо". Скорбь - "Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…")
- Сохранена хронология в тексте? Зачем автор нарушает хронологию?
- Где можно отметить контраст?
- Какой прием помогает автору передавать чувства лирического героя, позволяет задуматься читателю? (Прием умолчания: наличие тире и многоточий - позволяет почувствовать настроение текста).
Вывод: Какие композиционно-организующие элементы мы отметили в тесте?
(Слайд № 4)
Композиционно-организующие элементы:
- "я" лирического героя
- произвольная хронология лирического повествования;
- прием контраста (на уровне персонажей, лексики и синтаксиса);
- наличие в тексте многоточий и тире).

- Почему данный текст можно отнести к стихотворению в прозе? (Данный текст является стихотворением в прозе, так как отсутствует сюжет, небольшой объем, в основе переживания и чувства лирического героя, эмоциональность, а также метафоры, эпитеты, сравнения, прием умолчания, контраст не только в повествовании, но и в персонажах.)

" работа с понятиями "милосердие", "сёстры милосердия", "медицинский персонал";
Вл. Левченко писал: "В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины-воины. Накал благородных чувств был таков, что многие женщины направились на фронт. Милосердные сёстры - так их тогда называли. Среди них была и та, кого благословил Тургенев, Юлия Петровна Вревская - одна из блистательных петербургских красавиц…"(Слайд № 5)
Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их "сёстры милосердия". Главное слово "милосердие". Что это? Чем его измерить?
- Как вы можете объяснить данное понятие? (Слайд № 6). (Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)
-Какие понятия являются противоположностью милосердию? (Противоположность милосердия: равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.)
Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью.
Вот как о милосердии говорит Гилберт Честертон: "Милосердие - это сила, которая может защитить то, что беззащитно". А Хелен Келлер пишет: "Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении".
- Выпишите понравившееся высказывание в тетрадь. Чем оно вам приглянулось? Как Вы его понимаете?
Именно так, "не думая о вознаграждении" и желая "защитить то, что беззащитно", поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других.
" из истории Красного Креста; (Слайд № 7)
Сообщение: Выделение самостоятельной сестринской профессии относится ко времени Крымской войны 1853 - 1857 г., когда в расположение русской армии для оказания помощи раненным и больным прибыло около 2000 сестёр милосердия петербургской Крестовоздвиженской общины. По другую сторону линии фронта такую же миссию выполняли примерно 40 английских медсестёр во главе с Флоренс Найтингейл. В 1860 году она открыла в Лондоне первую в мире школу медицинских сестёр. На протяжении последующего столетия за медицинскими сёстрами прочно закрепилась функция помощников врачей. Они часто ассистировали при операциях, перевязывали и даже ампутировали.
В "Этическом кодексе медсестёр", принятом в 1973 году, написано: "На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания. Оказывая помощь, медсестра принимает необходимые меры для безопасности пациента, если его состоянию есть угроза со стороны сотрудников или других людей".(Слайд №8)
Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца - это беспристрастная, нейтральная и независимая организация. Выступая нейтральным посредником в случае конфликтов и беспорядков, он направляет свои силы на защиту жертв конфликтов. В 65 странах эмблема "красный крест на белом фоне" - знак защиты и помощи.

- Прочитайте утверждение в УМК "Вокруг тебя - мир" на странице 63: "Человек, попавший в беду. Страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие. Что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий - вот в чём суть деятельности медицинского персонала, как в мирное время, так и на войне". И постарайтесь сформулировать основной принцип, которым в любой ситуации должен руководствоваться медицинский персонал. (Медицинский персонал руководствуется принципом гуманности. Для врача или медсестры главным являются жизнь и здоровье больного, страдающего, раненого. Все действия медицинского персонала направлены на сохранение жизни и здоровья больных, страдающих, раненых. Главное для медиков - оказать помощь тем, кто в ней нуждается, уменьшать страдания.)

4. Итоги урока.
- Как вы думает, почему Ю.П. Вревская и другие сёстры милосердия сделали именно такой жизненный выбор?
- Как вы понимаете слова, вынесенные в тему урока: "Жизнь ради други своя"? (Слайд №9)

5. Домашнее задание. (Слайд №10)
Вам предлагается следующее домашнее задание, а вы выберете по силам и по душе:
" выучите наизусть стихотворение в прозе "Памяти Ю.П. Вревской";
" напишите сочинение-рассуждение "Хотелось бы тебе, чтобы среди современников были люди подобные Ю.П. Вревской? Почему?";
" попробуйте написать стихотворение в прозе, стихотворение на тему "Сёстры милосердия".

Возможно, у вас возникнут такие строки, как у Якова Полонского
ПОД КРАСНЫМ КРЕСТОМ
Посв. памяти баронессы Ю. П. Вревской

Семь дней, семь ночей я дрался на Балканах,
Без памяти поднят был с мерзлой земли;
И долго, в шинели изорванной, в ранах,
Меня на скрипучей телеге везли;
Над нами кружились орлы, - ветер стонам
Внимал, да в ту ночь, как по мокрым понтонам
Стучали копыта измученных кляч,
В плесканьях Думая мне слышался плач.
И с этим Дунаем прощаясь навеки,
Я думал: едва ль меня родина ждет!..
И вряд ли она будет в жалком калеке
Нуждаться, когда всех на битву пошлет...
Теперь ли, когда и любовь мне изменит,
Жалеть, что могила постель мне заменит!..
- И я уж не помню, как дальше везли
Меня то ухабам румынской земли...
В каком-то бараке очнулся я, снятый
С телеги, и - понял, что это - барак;
День ярко сквозил в щели кровли досчатой,
Но день безотраден был, - хуже, чем мрак...
Прикрытый лишь тряпкой, пропитанной кровью,
В грязи весь, лежал я, прильнув к изголовью,
И, сам искалеченный, тупо глядел
На лица и члены истерзанных тел.
И пыльный барак наш весь день растворялся:
Вносили одних, чтоб других выносить;
С носилками бледных гостей там встречался
Завернутый труп, что несли хоронить...
То слышалось ржанье обозных лошадок,
То стоны, то жалобы на распорядок...
То резкая брань, то смешные слова,
И врач наш острил, засучив рукава...
А вот подошла и сестра милосердья! -
Волнистой косы ее свесилась прядь.
Я дрогнул. - К чему молодое усердье?
"Без крика и плача могу я страдать...
Оставь ты меня умереть, ради бога!"
Она ж поглядела так кротко и строго,
Что Дал я ей волю и раны промыть, -
И раны промыть, и бинты наложить.
И вот, над собой слышу голос я нежный:
"Подайте рубашку!" и слышу ответ, -
Ответ нерешительный, но безнадежный:
"Все вышли, и тряпки нестиранной нет!"
И мыслю я: Боже! какое терпенье!
Я, дышащий труп, - я одно отвращенье
Внушаю; но - нет его в этих чертах
Прелестных, и нет его в этих глазах!
Недолго я был терпелив и послушен:
Настала унылая ночь, - гром гремел,
И трупами пахло, и воздух был душен...
На грязном полу кто-то сонный храпел...
Кое-где ночники, догорая, чадились,
И умиравшие тихо молились
И бредили, - даже кричали "ура!"
И, молча, покойники ждали утра...
То грезил я, то у меня дыбом волос
Вставал: то, в холодном поту, я кричал:
"Рубашку - рубашку!.." и долго мой голос
В ту ночь истомленных покой нарушал...
В туманном мозгу у меня разгорался
Какой-то злой умысел, и порывался
Бежать я, - как вдруг, слышу, катится гром,
И ветер к нам в щели бьет крупным дождем...
Притих я, смотрю, среди призраков ночи,
Сидит, в красноватом мерцанье огня,
Знакомая тень, и бессонные очи,
Как звезды, сквозь сумрак, глядят на меня.
Вот встала, идет и лицо наклоняет
К огню и одну из лампад задувает...
И чудится, будто одежда шуршит,
По белому темное что-то скользит...
И странно, в тот миг, как она замелькала
Как дух, над которым два белых крыла
Взвились, - я подумал: бедняжка устала,
И если б не крик мой, давно бы легла!..
Но вот, снова шорох, и - снова в одежде
Простой (в той, в которой ходила и прежде),
Она из укромного вышла угла,
И светлым виденьем ко мне подошла -
И с дрожью стыдливой любви мне сказала:
"Привстань! Я рубашку тебе принесла"...
Я понял, она на меня надевала
Белье, что с себя потихоньку сняла.
И плакал я. - Детское что-то, родное,
Проснулось в душе, и мое ретивое
Так билось в груди, что пророчило мне
Надежду на счастье в родной стороне...
И вот, я на родине! - Те же невзгоды,
Тщеславие бедности, праздный застой.
И старые сплетни, и новые моды...
Но нет! не забыть мне сестрицы святой!
Рубашку ее сохраню я до гроба...
И пусть наших недругов тешится злоба!
Я верю, что зло отзовется добром: -
Любовь мне сказалась под Красным Крестом.

1878. Марта 6

Архив презентации (758 Кб) (из-за большого размера без музыки)

[Вверх]

Сайт управляется системой uCoz