[На главную]

Подготовка детей к школе
выступление на родительском собрании учителя высшей категории
Уваренковой Натальи Вячеславовны

Кончается дошкольное детство вашего ребенка, Вы чаще думаете о том, что пройдет еще немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию…

Вся наша жизнь зависит от того,
Из какой детской мы вышли.
(Ю.В,Катин-Ярцев)

Где начало будущей личности? Где первые предпосылки характера человека, его удач или неудач, счастья и несчастья? Когда задаешься этими вопросами, то невольно вспоминаешь слова Достоевского о том, что одно хорошее воспоминание, вынесенное из родительского дома, порой может спасти человека. А как же школа? Школа считается вторым родным домом. Значит, перед родителями и учителями стоит одна задача: создать атмосферу интереса, творчества, открытости, новизны, поддержки…
Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребенка к школе, т.к. первый шаг в мир знаний совпадает с биологически кризисным периодам. Даже если ваш ребенок абсолютно здоров, адаптирован к детскому саду, физически и интеллектуально развит, первый год школьной жизни требует большого напряжения.
Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить читать и считать.

Но главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям, а также очень важно прививать ребенку такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Практика показывает, что нежелание учиться бывает в 3 случаях:
1)Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
2)Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);
3)У тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах, столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем».

Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т.д.), уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований, со стороны взрослых, имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявлять личную инициативу.
Важно каждому ребенку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветок, убрать игрушку, помыть посуду, вынести мусор, почистить обувь и т.д., а завтра – это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, написать рассказ, прочитать и т.д.
Взрослые должны знать, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, самим собой. Для развития этого качества следует разъяснить детям, зачем необходимо учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни. Необходимо воспитывать глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление к знаниям, справиться с трудным примером. В эти моменты взрослым следует находиться рядом – ободрить, поддержать, помочь.
Очень важно, чтобы у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять поведением. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т.д.

Учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

Теперь хотелось бы остановиться на том, как растет ребенок. В 6-7 лет каждая из 206 костей претерпевает изменения по форме, размерам. Внутреннему строению. В год ребенок подрастает на 8-10 см и увеличивает свой вес 2,2 – 2,5 кг, чаще за лето. Огромную нагрузку испытывает несформировавшийся, не завершивший пока свое строение опорно-двигательный аппарат ребенка при удержании статической позы в течение длительного времени. Следует знать и о том, что прямая кишка ребенка очень подвержена деформации. Вот почему 6-7 летнему ребенку так трудно долго сидеть в неподвижной позе. Именно неправильная поза легко приводит к нарушению осанки. Поэтому необходимо строго следить за посадкой при письме.

Очень важно самое серьезное внимание обратить на правильное положение ручки в руке, т.к. от этого зависит успех письма. Нередко приходиться наблюдать за тем, что кончик указательного пальца почти вплотную приближен к кончику стержня, верхний конец ручки не направлен в плечо, сама ручка зажата в кулаке.
Большую роль играет и выбор ручки. Обучение письму следует начинать сразу шариковой ручкой.
Говоря об обучении письму, я ни в коем случае не имею в виду научение писать письменные буквы. Нет, ни в коем случае. Хотя именно с обучением письму первоклассники встречают самые большие трудности.

У будущих учеников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, правда, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Они хорошо выполняют движения. Но! У 6-7 летних детей слабо развиты мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто слышно: «Болит рука, рука устала!» Трудно будет первое время при письме. Письмо- очень сложный процесс еще и потому, что несовершенна еще нервная регуляция движений. Именно поэтому обучение письму должно подразумевать письмо по клеточкам. «одна клеточка влево, две - вниз, одна - вправо, две клеточки влево.» и т.д.
Такие диктанты способствуют не только развитию руки, но и умению точно выполнить задание взрослого.

Овладению «ручной умелостью» очень хорошо помогают упражнения на развитие мелкой моторики (ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой, пластилином). Обращайте внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление одной из его функции – речи.
Почти все дети любят лепить из пластилина, желательно направить их работу, начиная с простейших поделок. Все дети любят рисовать. Шестилетнему ребенку легче провести длинную линию, нежели короткую, тем более начать и закончить в определенной точке. Не получается – не ругайте! Разберитесь в причине неудачи и помогите ее преодолеть. При раскрашивании начинайте с мелких рисунков. Покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание на то, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.
Помните: необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма.
Нужно ли писать в тетради письменные буквы? Нет. Многие родители пытаются научить детей писать буквы, таких детей, зачастую в школе приходится переучивать. Если вы уж начали работу в тетрадях, то вполне достаточно познакомить только с элементами букв:
Но всегда необходимо помнить о наклоне.

Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогатить речь, привить любовь к чтению книг. Для этого нужно наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами. Большое значение имеет рассматривание иллюстраций в книге, подмечать интересные детали. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. Надо приучать детей беречь книгу.
Развивая речь и память детей можно заучивать наизусть небольшие стихи. Произведения вы можете подобрать сами. Обратите внимание на выразительность чтения.
Прежде чем научиться читать, ребенок должен овладеть умением слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Но очень важно начать это процесс обучения с игры. Можно научить делить слова на слоги, для этого можно использовать хлопки, наклоны головы или же поставить ладошку под подбородок.
При обучении чтению важно не допустить «рубленого» чтения, продвигаясь не торопясь, на каждый звук отводя не менее трех занятий. Больше следует читать вслух, по очереди: предложение – ребенок, - страницу – взрослый. Не торопите ребенка, не нагружайте, помните, пока он читает для вас, показывая, как он научился читать. И вот здесь-то ваша похвала, радость за его маленькие успехи и позволит ему пристраститься со временем к чтению.

Перед школой ребенок может и должен осознанно анализировать речь, любить играть в «слова», подбирать слова, придумывать новые, пересказывать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять рассказ по картинкам, строить предложения, связывать начало, продолжение и конец рассказа, читать наизусть стихи.
Необходимо постоянно следить за правильностью речи (при необходимости сразу исправлять), втягивать в разговор даже при чтении, после кинофильма. Пусть перескажут сюжет, опишут героев, закончат начатое предложение. Ваш ребенок должен слышать только правильную речь. Не допускать «сюсюканья», коверканья слов при общении.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, отсутствие контакта, неумение помочь. Порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Часто из добрых побуждений родители могут стать виновниками «школьных стрессов». И это происходит от того, что не учитывается сложность и длительность процесса. А «цена» платы организма за достигнутые успехи может быть очень высока.

Итак, что же такое школьная зрелость?
1.Ребенок хорошо понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Ребенок может обратиться за помощью и умеет оказать ее другим.
2.Он обладает активный деятельностной позицией, развитым соображением, проявляет готовность к спонтанным решениям, любопытен, постоянно задает вопросы взрослым.
3.Инициативен в общении, игре. Может найти себе дело, включиться в разговор, любознателен, изобретателен.
4.Владеет навыками самообслуживания. Может видеть неполадки в быту и природном окружении. Может проявить волевые усилия в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Способен исправить свою ошибку и постараться ее не повторять.
5.Ребенок знает, как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте, сдержан с незнакомыми людьми.
6.Ребенок осознает свое место среди окружающих его людей. Может достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

Единого рецепта, как и когда начинать готовить ребенка к школе, нет. Один требует большего общения, второй любит только слушать, третий – только говорить, четвертый – больше бегать, а пятого необходимо поминутно учить сидеть и внимательно работать.
Но всегда следует помнить о том, что цель должна быть на шажок вперед, должна соответствовать возможностям ребенка и обязательно быть достижимой. Никогда нельзя забывать, что у детей, испытавших неудачу, падает интерес к новому, снижается желание учиться.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться сегодня. Дорогие родители!
Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей.
Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте.
Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребенку прийти к успешности.
Верьте, все успехи всегда постоянные, а неудачи временны.



Сайт управляется системой uCoz